Дмитрий Солунский — святой воин

Автор: Maks Мар 11, 2022

8 ноября 306 года в городе Фессалоники (современные Салоники, Греция) по приказу римского императора Максимиана Галерия в местном цирке был пронзен копьями молодой проконсул Дмитрий, после чего труп несчастного бросили диким зверям. Такую мученическую кончину воин понес за свою любовь к Спасителю и проповедование Его учения.

Кровь и миро

Вот только львы и тигры не посмели прикоснуться к телу Дмитрия, и ночью христиане города унесли его останки и тайно похоронили. Во время погребения проконсула его преданный раб Лупп, исповедующий веру в Спасителя, намочил тунику и перстень хозяина в его крови и сохранил эти вещи в память о почившем. Но вскоре от новоявленных святынь произошло множество исцелений, о чем немедленно стало известно наместнику города. Лупп был схвачен и казнен, а его чудотворные реликвии похоронены христианами в могиле Дмитрия.

В годы правления императора Константина (272-337), прекратившего гонения на христиан, по его приказу над погребением Дмитрия Солунского возвели небольшую церковь, которая стала пользоваться большим уважением у жителей Фессалоник. Когда же прошло еще сто лет, в город приехал богатый вельможа из Иллирии (древнее государство на западе Балканского полуострова) Леонтий, которому маленький храм чтимого святого показался невзрачным. Гость решил основательно перестроить его на свои деньги и тут же приступил к делу. Тогда при разборке фундамента и были обретены мощи Дмитрия, а также святыни, сохраненные его рабом. Удивительно, но за столько лет туника, смоченная кровью мученика, прекрасно сохранилась. Часть этой великой драгоценности, а также перстень святого Леонтий после завершения строительства храма увез к себе на родину. Но сегодня они, к сожалению, считаются утерянными.

Мощи Дмитрия Солунского были перенесены в новую церковь и спустя некоторое время явили верующим невиданное чудо. Останки святого начали исторгать благоуханное миро в невероятных количествах. Так, в одной из старинных хроник сохранилась запись, что в 1185 году, когда Фессалоники захватили норманны, они набирали миро и использовали как обычное масло, поджаривая на нем рыбу.

В те далекие годы святой Дмитрий получил прозвище Мироточивый, которое не забыто и по сей день. Правда, сейчас его мощи уже не выделяют столь интенсивно благоуханную жидкость. В течение года служители храма в Салониках смачивают ею всего несколько ватных шариков, которые раздают верующим после праздничной службы в день памяти святого проконсула.

Воин на белом коне

На протяжении веков Дмитрий Солунский почитается как небесный покровитель своего родного города. И это неспроста! Ведь на протяжении столетий он заботился о Фессалониках и оберегал их от напастей, о чем свидетельствуют немало чудес.

Так, в конце VI века город осадило огромное войско варваров. Причем для нападения враги выбрали время, когда жители Фессалоник были ослаблены только что завершившейся эпидемией чумы, унесшей жизни многих воинов. Но в первые же дни осады разнеслась весть о неком могучем витязе в золотых доспехах, который время от времени появляется на стенах города и помогает его защитникам отражать атаки захватчиков. После боев видевшие героя люди клялись, что это ни кто иной, как сам Дмитрий Солунский, ибо он был очень похож на образ мученика из главного храма Фессалоник. Но, несмотря на помощь святого, положение города становилось все более плачевным, а потому на седьмой день осады враги начали готовиться к решающему сражению. Вот только эта битва так и не состоялась!

Перед началом атаки варвары в ужасе бросились бежать прочь от стен Фессалоник. Оказалось, что перед боем захватчики увидели, как из городских ворот выехало огромное войско, командовал которым «муж огненный и сияющий на белом коне и одетый в белую одежду». Тогда-то жители города догадались, что это Дмитрий Солунский вновь пришел к ним на помощь во главе рати ангелов.

Святыни владимирского реликвария

На русской земле воин-мученик из Фессалоник был одним из любимых и чтимых святых. Большим уважением он пользовался у коронованных правителей государства, которые на протяжении столетий — со времен прочного установления христианства до реформ Петра I — непременно называли своего старшего сына Дмитрием.

Что и говорить, храмов и монастырей, посвященных Солунскому мученику, всегда было немало в нашей стране. Но самым значимым из них, несомненно, стал Дмитриевский собор во Владимире — своеобразный реликварий значимых православных святынь. Построен он был в конце XII века князем Всеволодом Большое Гнездо, получившим при крещении имя Дмитрий и почитавшим Солунского как своего покровителя. Вот что гласит летопись о создании этого храма: «Создал церковь прекрасную мученика Дмитрия на дворе своем и украсил ее дивно иконами и письмом… И не искал Всеволод мастеров у немцев, но нашел мастеров среди клевретов Святой Богородицы и своих. Одни олово лили, другие кровлю крыли, иные известью белили».

Вскоре Всеволод поместил в новый храм и другие значимые реликвии Дмитрия, в числе которых значились образ мученика, привезенный из Салоник, и частица его сорочки (туники), смоченной кровью святого. Причем драгоценная икона почиталась как чудотворная, поскольку написана была на «гробовой доске» мученика. Об этом летопись рассказывает следующее: «И принес гробную доску из Селуня святого мученика Дмитрия, миро непрестанно источающего на здоровье немощным, в той же церкви поставил и сорочку того же мученика тут положил».

Поминание усопших на Родительскую субботуЧто же касается «сорочки» святого, то помещена она была в драгоценный ковчежец, похожий на небольшой собор. Сегодня этот реликварий хранится в Оружейной палате Московского Кремля, но вот судьба его содержимого, увы, неизвестна. А вот драгоценный образ Солунского мученика сохранился. В 1380 году, накануне Куликовской битвы, князь Дмитрий Донской перевез икону в Москву, желая заручиться поддержкой святого воина. Сегодня же эта святыня XII столетия является одним из экспонатов Третьяковской галереи.

Родительская суббота

Победа на Куликовом поле положила начало еще одной значимой русской традиции, не забытой и по сей день. По указу Дмитрия Донского, всех погибших в этом сражении воинов было решено поминать в праздник Солунского мученика или же в первую субботу перед ним. Сегодня же в этот день принято молиться за всех умерших родственников, свято чтя сложившиеся веками обычаи. Так, в деревнях и селах накануне праздника хозяйки проводили в доме генеральную уборку, застилали лавки новым полотном и вешали в красный угол, под образа чистое полотенце. Считалось, что в родительскую субботу души почивших пращуров непременно посещают жилища потомков, и при этом они проходят по холсту, а затем вытирают руки приготовленным для них рушником. Кроме того, в этот заветный день следовало сходить на кладбище — поклониться могилкам своих близких и покормить там птиц. А как же иначе, если люди верили, что под видом обычных ворон и галок их умершие бабушки и дедушки прилетают на место своего погребения?

Сам праздник Дмитрия Солунского было принято отмечать широким застольем с обилием мясных блюд, на которое приглашались все родные и близкие. Обязательным блюдом здесь были блины, выпекавшиеся из белой муки и обильно политые маслом. На эту трапезу люди никогда не скупились, так как она считалась своего рода поминальным обедом. Также на Дмитрия непременно следовало отложить все домашние дела и сходить в гости к родителям, преподнести им небольшие подарки и самое лучшее праздничное угощение.

Ну а зажиточные крестьяне 8 ноября рассчитывали своих сезонных батраков, нанятых для полевых и луговых работ. Считалось, что в этот день непременно нужно рассчитаться со всеми долговыми обязательствами, и тогда следующий год непременно будет удачен и прибылен.

Елена ТАНИНА

  Рубрика: Религии мира 103 просмотров


https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

SQL запросов:44. Время генерации:0,216 сек. Потребление памяти:8.98 mb