Долгострой из Кёльна

Автор: Maks Окт 30, 2022

Если вы хотите увидеть эталон готического храмового здания — отправляйтесь в немецкий город Кёльн. Именно там находится один из самых красивых соборов мира — кафедральный собор Святого Петра.

Увенчанный двумя шпилями, он поднимается в небеса на 157 метров и одно время даже считался самым высоким церковным зданием в Европе. Знаменит он еще и тем, что строительство этого сооружения началось еще в Средние века, но так и не было завершено. Может, потому, что по местной легенде к этому строительству приложил руку сам дьявол…

Хранилище реликвий

Собор, которым сегодня так восхищаются многочисленные туристы, был заложен в середине XIII века. Но строился он, конечно, не на пустом месте. К тому времени бывший римский каструм (военное поселение), известный в Античности как Колония Агриппина, давно уже превратился в немецкий христианский город Кёльн.

В IV веке, когда христианство в Римской империи стало государственной религией, в Кёльне уже существовали крупные общины верующих. И не удивительно, что на месте, где потом построят собор, уже были ранние христианские постройки. Археологи то и дело натыкаются на фрагменты фундаментов, мозаичных полов, стен; хотя точно сказать, как выглядели эти здания, они и не могут — но церкви, несомненно, существовали.

Более того, их упорно строили на одном и том же месте — там, где прежде стоял храм Меркурия, а потом находился какой-то частный дом, принадлежавший, вероятно, христианину, потому что в доме была устроена молельня. Но первым храмом была постройка около 40 метров длиной и квадратной формы, возведенная по заказу архиепископа Кёльна Матерна. Именно он разместил в новой церкви почитаемую верующими реликвию — посох святого Петра.

Когда в V веке Кёльн стал резиденцией королей из династии Меровингов, на месте этой церкви появилась новая — с плиточным полом, потом был пристроен баптистерий с восьмиугольной купелью и украшенными мозаикой стенами, а в VI веке церковь стала усыпальницей, и в ней появились погребения знати и даже членов королевской семьи. Одна гробница принадлежала даме, вероятно, королеве Визигарде, другая — отроку восьми лет, возможно, юному принцу.

С каждым новым монархом церковь увеличивалась в размерах, к IX веку она была уже вдвое больше первоначальной. Однако новым реалиям церковь уже не соответствовала. И при архиепископе Хильдебольде началось грандиозное строительство. И раннюю церковь, и баптистерий полностью снесли, а на расчищенном месте построили красивый и величественный собор. Его так и принято называть собором Хильдебольда, или просто Старым собором. Он был длинным, тяжелым, приземистым, но богато украшенным. И кроме посоха святого Петра в нем хранились другие замечательные артефакты — огромное золотое распятие и мощи трех королей.

Распятия, конечно, были необходимым атрибутом любого христианского храма. Но кёльнское распятие, или распятие архиепископа Геро, считалось чуть ли не средневековым чудом света. Фигура Христа достигала почти двухметровой высоты, она была позолочена и ярко раскрашена, как и другие деревянные скульптуры того времени. Архиепископ заказал это распятие для алтаря в центральном нефе Старого собора.

Вскоре крест стал считаться чудотворным, и в Кёльн стекались толпы паломников, чтобы приложиться губами к священной реликвии. А в середине XII века в Кёльн доставили священные мощи трех королей, то есть тех самых волхвов, которые, как считается, предсказали Иисусу блестящее будущее. Мощи были изъяты императором Фридрихом Барбароссой из миланского монастыря и отправлены тогдашнему архиепископу Райнальду фон Дасселю. Для хранения реликвий такого уровня и такой значимости был заказан огромный золотой ларец. И как только эта красотища была размещена в соборе, паломники повалили толпами, и всем стало ясно, что храм явно для этого маловат. Кёльнский архиепископ Энгельберт в 1225 году уже дал распоряжение расширить здание, но невзначай его убили, и решение храмового вопроса возобновилось лишь спустя 22 года.

Легенда о черте

Кёльнский кафедральный собор Святого ПетраК тому времени перестраивать было, по сути, уже нечего. Случился пожар такой силы, что от бывшего собора остались одни головешки. Может, оно и к лучшему, решил архиепископ Конрад фон Гохштаден, и заложил краеугольный камень нового собора. Капитул сгоревшего собора приговорил, что строить новый храм нужно не в старой романской традиции, а в новой, готической — с многочисленными стрельчатыми арками, пилястрами, острыми шпилями, создающими ощущение безудержного движения ввысь, к Богу, как у соборов в Амьене или Реймсе. Втайне архиепископ надеялся, что в таком шикарном новом соборе будут проводиться все важные государственные мероприятия, в том числе и коронации.

Разработать облик нового собора архиепископ поручил мастеру Герхарду. Тот взял лучшее от известных ему готических соборов Франции: планировку от Нотр-Дама, структуру кладки от церкви Сен-Дени, хоры от Амьенского собора, орнаментальный декор от Сент-Шапель. Фундамент нового храма он решил возвести из базальтовых блоков. За несколько лет ему удалось разработать проект постройки, и работа вовсю закипела.

Правда, готового собора не увидел ни архиепископ Гохштаден, ни сам мастер Герхард — первый скончался в 1261 году, второй 10 годами позже и при загадочных обстоятельствах. Они были настолько загадочными, что породили несколько легенд о мастере Герхарде и черте. Якобы мастер заключил договор с представителем нечистой силы, пообещав отдать тому свою душу за идеальный проект собора. Когда восточная часть здания была близка к завершению, дьявол явился за его душой. Мастер отшатнулся и упал с лесов, разбившись насмерть. По другой версии легенды, свидетельницей сделки случайно стала жена Герхарда. Она решила обмануть черта, и, когда тот явился за душой, прокричала петухом. Дьявол перепугался и позорно бежал. Правда, потом он узнал, что его провела хитроумная женщина, и наложил на собор заклятие: будет он строиться практически вечно, а когда последний камень займет положенное место, настанет конец света.

Камнем по голове

Собор намеревались завершить в том же XIII веке.

Но столетия перетекали одно в другое… Западная часть здания возводилась медленно, пока работы и вовсе не остановились. В 1560 году, наконец, было объявлено, что казна пуста и строительство откладывается до лучших времен. Но они не настали ни в XVII, ни в XVIII веке. Только, казалось бы, находились средства для продолжения работ, как случались то мировые катаклизмы — Великая французская революция, Наполеоновские войны, революция 1830 года, — то и вовсе вмешивался непредвиденный случай.

А между тем собор все больше ветшал, в 1842 году прусский король объявил сбор средств на реставрацию, и за 6 лет деньги были собраны, и в год 600-летнего юбилея должны были объявить уже о начале работ… Но прямо в разгар торжества со стены собора обвалился камень и насмерть убил одну из зрительниц. Стало ясно: откладывать реконструкцию больше никак нельзя. Стены могут просто рухнуть. К 1860 году удалось завершить строительство западного фасада, к 1880 году завершили реставрацию интерьера, укрепили и достроили крышу и шпили, и с формальной стороны работы были завершены — во всяком случае, камни со стен больше не падали и людей не убивали.

Впрочем, 1880 год оказался не последним годом строительства. Реставрационные и строительные работы проводились и в первой половине XX столетия, и после Второй мировой войны. Собору, в целом, очень повезло пережить войну без больших разрушений. И вовсе не потому, что летчики союзников ценили прекрасное. Просто размеры собора делали его замечательным навигационным знаком.

Конечно, после войны собор пребывал в плачевном состоянии и реставрировался на протяжении 10 лет. А в начале XXI века архитекторы полностью реорганизовали окружающее его пространство и соединили собор и привокзальную площадь широкой просторной лестницей.

С 1996 года Кёльнский собор включен ЮНЕСКО в список объектов культурного наследия всемирного значения. Задумывавшийся в XIII веке как готический, в XXI веке он считается многими еще и неоготической конструкцией, поскольку западная часть собора построена в конце XIX века и настоящей готикой быть не может.

Но, хотя собор огромен и на его строительство ушло около 300 тысяч тонн камня, массивным он совсем не выглядит. Как и задумывал 700 лет назад мастер Герхард, он парит в небе.

Николай КОТОМКИН

  Рубрика: Невероятные артефакты 502 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:44. Время генерации:0,309 сек. Потребление памяти:9.65 mb