Дорожные дирижёры

Автор: Maks Дек 30, 2018

Изобретение колеса привело к появлению средств передвижения на тяге. С созданием городов количество повозок и телег стало стремительно расти, чтобы избежать хаоса на дорогах, люди стали задумываться о регулировании транспортных потоков.

Первым инициатором порядка на дорогах, если верить историческим источникам, был Юлий Цезарь. Именно он во времена своего правления не только создал прообраз современных правил дорожного движения, но и организовал из вышедших в отставку по возрасту пожарных службу дорожного надзора.

Человек с жезлом

В её обязанности входило следить за односторонним движением, регулировать его на перекрестках и предотвращать конфликты, возникающие между владельцами повозок, колесниц и экипажей.

А первые полицейские, следящие за порядком на дорогах, появились во Франции. В 1893 году на самой оживленной магистрали Парижа — Елисейских полях, заполоненных каретами и автомобилями, — дорожным движением стала руководить специальная служба.

В 1902 году полицейский, облаченный в мундир синего цвета, со свистком на груди появился и в Берлине, на пересечении улиц Унтер-ден-Линден и Фридрихштрассе. Регулировал он движение с помощью взмахов рук в соответствии с пунктами правил, изложенных в его служебной книжке. В столице Германии через несколько лет появились и деревянные помосты, откуда постовому было легче следить за окружающей обстановкой.

В Великобритании первый регулировщик уличного движения появился в 1868 году у здания парламента в Лондоне. Это был служащий в красной ливрее, который поднимал и опускал семафор, имевший два цвета — красный и зеленый, пропускавший и останавливающий кареты и кебы. Чуть позже около него установили газовые фонари, чтобы цвета были видны и в темное время суток. Но после взрыва одного из них, когда служащий пострадал, фонари и семафор демонтировали, а регулировать проезд транспорта стал обыкновенный полицейский.

Регулировщик дорожного движенияВ США первый светофор появился только в 1914 году. Переключение с красного на зеленый цвет осуществлялось вручную, а промежуточный желтый цвет стоящий за пультом регулировщик обозначал, используя свисток.

А у нас раньше

Удивительно, но в России первые регулировщики появились еще раньше. В 1718 году Петр I учредил полицию, одной из обязанностей которой было следить за тем, чтобы соблюдалось только что введенное правостороннее движение карет и повозок. А в 1730 году возникло первое подобие дорожно-патрульной службы, чинам которой надлежало следить, «чтобы ездили смирно, дабы утеснения и убийства не чинить».

При Екатерине II полномочия уличных полицейских расширились. Теперь они были должны не только выявлять нарушителей скоростного режима, которых следовало «взять под стражу и отослать к суду», но и контролировать извозчиков — проверять «номерной знак», который в виде кожаной нашивки крепился к одежде. А также осуществлять регулирование движения — останавливать транспортные средства у перекрестка, если перпендикулярно им двигались похоронные процессии, военные подразделения, обоз пожарных или переходила группа детей. Но первые настоящие регулировщики появились в Санкт-Петербурге по инициативе градоначальника Даниила Драчевского в 1907 году. Они были вооружены почти метровой тростью белого цвета, которую полагалось носить в кожаном чехле. С ее помощью регулировщики указывали на экипаж, кучер которого должен был остановиться. Или делали вращательное движение, означавшее «стоять всем». Во время революций регулированием дорожного движения занимались красногвардейцы, на рукавах которых крепили красные повязки.

Красного цвета были и полуметровые жезлы с желтой рукояткой, которыми снабдили регулировщиков в соответствии с «Инструкцией постовому милиционеру о порядке пользования жезлом» от 29 ноября 1922 года. Тогда же начали разрабатывать язык жестов — куда, кому и в какой последовательности ехать. Светофоров пока еще не было, поэтому регулировщики стояли практически на всех перекрестках. А поскольку жезлов не хватало, милиционеры изготавливали и окрашивали их самостоятельно. У регулировщиков был и свой головной убор — шлем с большой звездой и двумя козырьками (спереди и сзади).

В 1931 году при управлениях милиции создали отделы регулирования уличного движения (ОРУД). Тогда же отменили и жезлы, которые заменили белыми перчатками. Однако спустя восемь лет жезлы регулировщикам вернули, но уже полосатые черно-белые, который используются по сей день.

В годы Великой Отечественной войны мужчин, ушедших на фронт, заменили женщины. В условиях маскирующего затемнения жезлы стали покрывать светящимся составом, что позволило сократить число возросших аварий. Со временем основной обязанностью «орудовцев» стало переключение светофоров вручную. А когда оно было переведено на автоматический режим, профессия регулировщика окончательно исчезла.

Сергей УРАНОВ



,   Рубрика: Забытое ремесло

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:60. Время генерации:0,378 сек. Потребление памяти:10.66 mb