Две родины в сердце
Поляки считают писательницу Элизу Ожешко польским автором. Белорусы полагают: ее произведения — классика белорусской литературы. На самом деле трудно судить о том, какой нации принадлежат ее книги. Писала она по-польски. А большую часть жизни провела в Гродно — на территории Беларуси.
Сегодня Элизу Ожешко никто не читает. А ведь еще в 1905-м её кандидатуру выдвинули на Нобелевскую премию по литературе — награду, правда, получил Генрик Сенкевич. Впрочем, причины присуждения или неприсуждения Нобелевской премии по литературе тому или иному автору часто оказываются неясны.
Неудачный брак
Одно можно сказать об Ожешко однозначно: она была писателем своего времени. На ее творчестве сказались идеи, культурные течения и политические катаклизмы, имевшие место в эпоху, которая ей выпала.
Элиза Ожешко — урожденная Эльжбета Павловская — родилась близ Гродно в семье адвоката в 1841 году. Образование она получила в Варшавском пансионе. В возрасте 17 лет ее выдали замуж за помещика Петра Ожешко. С будущим супругом она познакомилась в интеллектуальной компании, в которых с удовольствием проводила время молодежь той поры.
Интересное общение не ограничивалось только этим. Петр Ожешко был совсем не так прост и бескорыстен. В обществе молодежи он искал перспективную невесту. Павловская подходила на эту роль как нельзя лучше: молодая (Петр был старше ее на 16 лет), миловидная, из хорошей небедной семьи. С помощью брака мужчина хотел поправить свои материальные дела, пребывавшие в плачевном состоянии из-за его любви к светским развлечениям.
После венчания выяснилось, что супруги — более чем разные люди. Элиза (она называла себя так) прониклась просветительскими идеями середины XIX столетия. Как и многие интеллигенты, она испытывала комплекс вины перед народом: с братом мужа они организовали деревенскую школу. Молодая женщина и ее друзья проводили много времени в беседах о том, как следует устроить мир. Петр саркастически именовал эти посиделки «философствованием».
В 1863 году вспыхнуло польское национально-освободительное восстание. Ожешко всей душой его поддержала. И не только душой: она, рискуя жизнью и свободой, под видом больного кузена подвезла в своей карете к границе Королевства Польского одного из вождей восстания — Ромуальда Траугутта. Позже писательница так характеризовала роль польского восстания в формировании себя как личности: «Все это сделал со мной и во мне 1863 год. Если бы не его молот и наковальня, моя судьба скорее всего сложилась бы иначе и я, очевидно, не стала бы писательницей».
Супруг Элизы также не остался в стороне от событий — за это он поплатился ссылкой в Пермский край.
О пользе одиночества
Имение Петра конфисковали. Элиза за ним в ссылку не поехала. Она поселилась в разоренном отцовском имении Милковщине.Там она практически безвыездно и в полном одиночестве прожила до 1869 года.
Петр вернулся из ссылки — Элиза дальше жить с ним отказалась. Несмотря на то что осталась одна. Несмотря на то что муж, как и она сама, был на стороне восставших против российского гнета. Элиза поняла: каким бы польским патриотом ни был Петр, его мир ограничивается миром шляхты, с ее примитивными интересами и скучными развлечениями, доступными помещикам.
После 1863 года Элиза начала писать. Писать о том, что знала и видела. Описывать происходящее так, как она его понимала.
В 1866 году начинающая писательница послала свой рассказ «В голодные годы» в польский журнал «Тыгодник иллюстрированы». Его не только опубликовали, но и рецензировали положительно.
Одиночество положительно сказалось на продуктивности писательского труда: к началу 1870-х годов Ожешко стала автором нескольких полноценных романов! Во всех произведениях она опиралась на личный опыт: книги, написанные в тот период жизни, назывались, к примеру, «В клетке» и «В провинции».
Исследователи творчества Ожешко считают: до начала 1870-х годов писательница вырабатывала свой стиль. Ее произведения того периода тенденциозны, сюжеты их схематичны: в то время выходило немало эдаких примитивных романов «одной идеи».
Идеи, которые преподносила писательница своей аудитории, всегда носились в воздухе. Например, последняя четверть позапрошлого века в Российской империи ознаменовалась расцветом феминистского движения: женщины боролись за права на труд и образование, которые давали независимость от мужей и отцов. Тема женской свободы главенствует в романе Ожешко «Марта», вышедшем в 1873-м. Многие авторы «застревали» в этом типе произведений. Но не Ожешко! Она работала над собственным мастерством.
Во второй половине 1860-х она затеяла мучительный бракоразводный процесс с мужем, который длился целых два года и завершился расторжением брака. Ожешко смогла добиться признания брака недействительным.
В начале 1870-х она совершила еще один важный поступок: продала отцовское имение и поселилась в Гродно. Писательница поняла, что может существовать за счет литературной деятельности.
Ожешко могла бы войти в историю как польская националистка: во второй половине позапрошлого столетия в национально-освободительном движении поляков было очень много националистов. Но писательница показала себя очень умным человеком: в своем самом известном романе «Над Неманом» (1887) она продемонстрировала постепенную деградацию польской шляхты. Та эпоха ознаменовалась подъемом предпринимательства — писательница в своих книгах превозносила предприимчивых и независимых, противопоставляя их разложившимся от скуки и лени помещикам, проживавшим наследственное богатство. Тут явно сказался опыт ее неудачного брака.
Иллюзий у Ожешко не было никогда. И в отношении собственного творчества — тоже.
XIX век, особенно его вторая половина, был ареной борьбы между так называемым «чистым искусством», не поднимающим острые социальные проблемы, и «натуральной школой», которая отражала жизнь и бичевала язвы общества. Вторые первых именовали декадентами и презирали. Ожешко, в отличие от многих своих современников, не встала ни на чью сторону, понимая: хорошим может быть произведение на любую тему и в любом стиле — главное, чтобы написано было талантливо.
Великий наблюдатель
Например, в романе «Хам», вышедшем в 1888 году, рассказывается о том, как может испортить жизнь мужчине жена-стерва. И никакой политики!
Год от года Ожешко расширяла собственную реальность, практически не выезжая из ставшего ей родным Гродно, В 1878 году вышел ее роман «Меир Эзофович». В этом произведении писательница подняла «вечную» еврейскую тему. Взгляд ее на проблему не устроил многих евреев: Ожешко очень жалела представителей гонимого народа. Она считала, что ассимиляция, полное принятие польского языка, обычаев и традиций польского народа положит конец злоключениям гонимого племени.
Кроме того, Ожешко видела противоречия внутри еврейской среды, возникшие между молодым поколением и ортодоксами, которые придерживались традиционной веры.
От внимания Элизы Ожешко — великого наблюдателя — не укрылся не только мир людей, но и царство растений. Она путешествовала по Гродненщине, общалась со знахарками, собирала лечебные травы и цветы. В итоге писательница создала гербарий из более чем 200 видов растений, с описанием их целебных свойств. И опубликовала свое ботаническое исследование в журнале.
В 1894 году Элиза вышла замуж за своего старого друга Станислава Нагорского. Этот счастливый брак продлился меньше трех лет, муж скончался. Ожешко долго не могла прийти в себя от этой потери…
Элиза Ожешко, не выезжая из Беларуси, умудрялась вести бурную общественную жизнь. Она вела переписку со многими видными литераторами. Следила за русской литературой, выделяя в ней Толстого и Достоевского.
В 1909 году Ожешко, создавшую к тому моменту целую фреску, изображающую жизнь поколения в Центральной Европе, опять выдвинули на Нобелевскую премию по литературе. И на этот раз она ушла другому автору — шведской писательнице Сельме Лагерлёф.
Ожешко скончалась в 1910 году в Гродно от болезни сердца. Именем писательницы названа одна из улиц этого белорусского города.
Мария КОНЮКОВА
Предыдущая⇐ ⇐Подвиг «Варяга»⇐ ⇐
Следущая⇒ ⇒«Светопись» выходит на простор⇒ ⇒
https://zagadki-istorii.ru