«Эх, прокачу!»
Сегодня нашу повседневную жизнь трудно представить без автомобиля. Но так было, разумеется, не всегда. Когда-то автомобиль был не столько средством передвижения, сколько забавой богачей.
«САМОБЕГЛАЯ КОЛЯСКА»
В начале XX века число лошадей в России значительно превышало число машин. В стране с населением в 170 миллионов человек насчитывалось 30 миллионов лошадей, в то время как автомобилей (или «моторов», как тогда говорили) — всего 13 тысяч. И по большей части это были иномарки — доля отечественных автомобилей не превышала 3%.
Надо признать, что российские промышленники не сразу разглядели перспективы только зарождавшейся тогда отрасли, и серийный выпуск автомобилей в России начался позже, чем в Европе и США. Поэтому поначалу российским автолюбителям приходилось довольствоваться исключительно импортными машинами. Первое авто — модель Panhard-Levassor — в Россию в 1891 году завез из Марселя известный одесский журналист и предприниматель, владелец «Одесского листка» Василий Навроцкий.
Импорт машин стремительно рос: если в 1901 году завезли всего 40 экземпляров, то в 1914 году — 4590. Главным поставщиком автомобилей была Германия, для которой российские власти создали наиболее благоприятственный таможенный режим. Первые авто — медленные, громоздкие, трудные в эксплуатации — тем не менее воспринимались восторженно. В основном на них щеголяла «золотая молодежь», солидные люди по-прежнему предпочитали конные экипажи. Но постепенно автомобиль входил в повседневную жизнь россиян, становился модным и престижным. Росло число дилерских центров по продаже машин, проводились крупные выставки достижений автомобильной промышленности.
Отечественный автопром появился в 1896 году, когда в Нижнем Новгороде проводилась Всероссийская промышленная выставка. На ней был представлен первый российский бензиновый «мотор». Эту «самобеглую коляску» создали петербургские изобретатели Петр Фрезе и Евгений Яковлев.
Фрезе, профессиональный инженер, занимался производством конных экипажей. Яковлев, отставной офицер, к тому моменту уже наладил выпуск стационарных газовых и керосиновых двигателей. Их автомобиль представлял собой легкий двухместный экипаж с двигателем мощностью 1,5 лошадиной силы, близкий по конструкции к Benz Velo — самой прогрессивной модели тех лет. Машина могла развивать скорость более 20 км/ч, имела запас хода порядка 10 километров, была оснащена складным верхом, фонарями и клаксоном.
Двигатель и трансмиссию изготовил завод Яковлева, а ходовую часть и колеса — фабрика Фрезе. Автомобиль задумывался как коммерческий продукт, но продолжения эта разработка не получила.
ВСЯ НАДЕЖДА НА ГОСУДАРСТВО
Дальнейшее развитие российской автопромышленности связано с такими предприятиями, как петербургский завод «Лесснер», московское акционерное общество «Дукс», московский завод братьев Бромлей. Но никто из них не смог наладить массовое производство.
Особняком стоит знаменитый Русско-Балтийский вагонный завод в Риге, который первым в России освоил серийный выпуск автомобилей. В 1909-1918 годах завод выпустил около тысячи легковых и грузовых автомобилей. В сравнении с зарубежными предприятиями это довольно скромные цифры, но продукцию Русско-Балтийского завода отличал высокий уровень надежности.
Отечественный автопром развивался медленнее, чем мог бы. В России государство традиционно поддерживало важнейшие отрасли промышленности, но осознания необходимости инвестиций в автопром у верховной власти не было.
Это, в общем-то, странно, учитывая, что Николай II любил автомобили, в его гараже насчитывалось 56 машин. Но они воспринимались скорее как роскошь, чем как средство передвижения и стимул развития экономики.
Лишь перед самой революцией ситуация начала меняться. Первая мировая война выявила острую нехватку транспорта, объемы выпуска которого в экстренном порядке требовалось нарастить.
В 1916 году правительство утвердило программу создания в России автомобильной промышленности, предусматривавшую постройку шести заводов. Планировалось, что их суммарная производственная мощность достигнет 10 500 автомобилей в год.
Одним из основанных в рамках программы предприятий стал знаменитый ЗИЛ — завод имени Лихачева (это название он, естественно, получит позже).
К сожалению, внутриполитические потрясения прервали развитие отечественной автомобильной промышленности. За время революции и Гражданской войны она существенно отстала от зарубежных конкурентов.
Дмитрий ОВЧИННИКОВ
Предыдущая⇐ ⇐Евреи с Кавказа⇐ ⇐
Следущая⇒ ⇒10 великих подвигов⇒ ⇒
https://zagadki-istorii.ru