Электронный плагиат

Автор: Maks Июн 13, 2020

В СССР делали высококлассное оружие, спускали со стапелей атомные подлодки и запускали спутники, а вот наладить выпуск хорошей техники не могли. Хотя попытки были…

Как и в случае с малолитражными автомобилями, дело с выпуском электронной техники для дома в СССР обстояло неважно. В попытке «догнать и перегнать» советские инженеры не видели ничего зазорного в том, чтобы построить свое устройство на основе западного образца. По сути, это было нарушением авторских прав, но Союз был настолько независим, что на действие западных патентов не обращал внимания.

Европейские родственники

В комедии «Иван Васильевич меняет профессию» хваткий стоматолог Шпак лишился сразу двух магнитофонов. Вор Жорж Милославский стащил у него National RQ-1585 S — пионер среди портативных катушечных магнитофонов с реверсом (не нужно переворачивать ленту) и кассетный Philips EL3302 — один из первых во времена кассетников. На тот момент эти девайсы стоили целое состояние. Поэтому Шпак все время сокрушался о потере: «Два магнитофона импортных… все, что нажил непосильным трудом!» Возможно, стоматолог и не знал, что в СССР уже как 5 лет выпустили аналог Philips — магнитофон «Десна», ставший первым кассетным магнитофоном в СССР. Проблема была в том, что, в отличие от магнитофонов на бобинах, на такие аппараты трудно было достать те самые кассеты. Но это уже была совсем другая история…

Строго говоря, заимствование конструкции, копирование схем и чертежей впервые было опробовано не в СССР, а еще в античном мире. В попытке защитить свое изобретение средневековые мастера применяли секретность, а затем в Европе и США придумали патенты. Но изобретения они защищали весьма условно. Ведь когда один конструктор брал за основу творение другого и незначительно изменял его, то получившийся образец уже не считался кражей технологии. Поэтому, когда в 20-30-х годах прошлого века в СССР встал вопрос о выпуске товаров народного потребления, в руководстве страны не видели ничего плохого в том, чтобы создать советские образцы на основе лучших западных.

Так, в 1934 году Харьковская трудкоммуна имени Феликса Эдмундовича Дзержинского, созданная из бывших беспризорников, наладила выпуск качественных фотоаппаратов. Назывались они так же, как и коммуна — «ФЭД». Вот только дело в том, что харьковский «продукт» был почти точной копией знаменитого немецкого фотоаппарата Leica II, получившего широкую популярность в фотожурналистике. А в начале 1941 года был налажен выпуск модели «ФЭД В», который совпадал с немецким собратом Leica III. В отличие от предыдущей модели, здесь имелась длительная выдержка. Сходство «ФЭД» и «Лейки» было столь велико, что в конце XX века на советские аппараты аферисты наносили логотип Leica II и продавали их коллекционерам под видом дорогого немецкого антиквариата.

К слову, это был не единственный случай подобного использования западной фототехники. В 1957 году на советских прилавках появился зеркальный фотоаппарат «Салют» производства киевского завода «Арсенал». Если бы это была чисто советская разработка, то мы могли бы гордиться своей фотопромышленностью. Но, увы, «Салют» и его экспортные варианты «Зенит-80» и «Киев-88» были переделкой с роскошной шведской камеры Hasselblad 1600F.

От утюга до телевизора

В СССР копировали многие образцы западной бытовой техникиВ середине XX века в развитых странах произошел переход от радио- к телевещанию. СССР не хотел быть аутсайдером и тоже включился в развитие телесетей. Но смысла в развитии телевещания не было без наличия у населения телеприемников, проще говоря — телевизоров. В СССР первым массовым телевизором стал аппарат «КВН-49», выпускавшийся с 1949-го по 1962 год. Его создали инженеры Ленинградского НИИ телевидения Кенигсон, Варшавский и Николаевский. Именно от их фамилий аппарат и получил название КВН. Несмотря на высокую цену, телевизоры сметали с прилавков магазинов. Но вскоре выяснилась их невысокая надежность, после чего аббревиатура КВН получила шуточную расшифровку: «Купил — Включил — Не работает». Кстати, немногие знают, что название игры КВН («Клуб веселых и находчивых») было аллюзией на марку самого распространенного в те годы телевизора. Весил КВН целых 29 килограммов, а чтобы его смотреть, нужно было заполнить водой или глицерином линзу на специальных полозьях.

Позднее появилась информация, что КВН был копией американского телеприемника RCA 621TS, выпущенного в 1946 году. Якобы внешний вид обоих телевизоров указывает на их сходство, а более ранний выход «американца» говорит, что советский собрат был копией. Впрочем, сходство между моделями лишь визуальное — из-за линзы и кубической формы ящика. Ведь КВН был единственным в мире телевизором прямого усиления сигнала, a RCA имел хоть и более совершенную, но капризную конструкцию.

Кстати, если сходство между КВН и RCA 621TS — предмет дискуссий, то не заметить сходства между популярным в 1960-е телевизором «Старт-3» и английским GEC ВТ2253 нельзя. При этом английский «ящик» вышел в 1958-м, что как бы намекает, кто у кого позаимствовал конструкцию.

Кроме сложных устройств в СССР копировали и более простые. В частности, вышедший в 1954 году пылесос «Москва» сильно напоминал американский Lewyt Model 40 (1947), а «Днепр-2» — немецкий Progress 7 (1939). Немало «пострадал» от советских инженеров знаменитый концерн Philips. Так, известную на Западе модель электробритвы Philishave SC 8010 уфимские конструкторы разобрали и на ее основе в 1967-м стали выпускать «Агидель-М». В другом случае утюг Philips Walita HD1120 выпуска 1971 года стал основой для «Яузы УТ-1000», выпущенной в 1989-м.

Японские «игрушки»

К 80-м годам XX века разрыв между западной электронной техникой и отечественными образцами достиг максимума. Отставание электронной базы стало колоссальным. Но брать и тупо копировать лучшие иностранные образцы мы уже не могли. Советский Союз стал членом многих договоров, в том числе и по охране авторских прав. Выходом стала покупка лицензий на производство аналогичных моделей в СССР. Пожалуй, самый известный случай — постройка АвтоВАЗа итальянским концерном «Фиат». В электронной промышленности размах был скромнее.

Обычно после продажи лицензии иностранцы продавали советским предприятиям и электронные компоненты для сборки на месте. Хотя советские инженеры, с учетом местных реалий, вносили существенные изменения в конструкцию.

В 1975 году компания Panasonic выпустила удачную модель видеомагнитофона NV-2000. Именно его и выбрали в качестве базы для создания отечественного «видика», известного под названием «Электроника ВМ-12». Производилось такое устройство с 1982 года новгородским заводом «Спектр» и воронежским НПО «Электроника». Аппарат весил 4 килограмма и был сопоставим по размерам с мощным транзисторным усилителем.

Иностранные «уши» «Электроники» были заметны невооруженным глазом. Например, люминесцентный индикатор часов, отсчитывая время, вел отсчет недели с воскресенья, как в англоязычных странах. При этом, несмотря на японские корни, качество советского видеомагнитофона оставляло желать лучшего. Аппарат часто «зависал», «жевал» кассеты, которые были дороги и являлись дефицитом, был капризен к перепадам сети. В общем, обладатели японских «видиков» смотрели на «электронников» с презрением и усмешкой. Дескать, у вас не «видик», а пародия. Впрочем, есть мнение, что изначально «Электроника ВМ-12» была приличного качества, но с развитием хозрасчета директорам предприятия стало выгодно «сливать» часть аппаратов в кооперативы по цене брака. Кооператоры их дорабатывали в кустарных условиях и пускали в продажу как новые, но их качество было плохим.

Практически одновременно с видеомагнитофоном нововоронежский завод «Алиот» наладил выпуск первого советского аудиоплеера «Электроника-Микро-концерт-Стерео». Аппарат был копией Sony Walkman TPS-L2 и имел блок РЧВ (регулятор частоты вращения двигателя), электродвигатель и магнитные головки от Sony. В отсутствие конкурентов плеер быстро стал мечтой молодежи. Но «косяки» и на этой советско-японской игрушке имелись. Во-первых, плеер был весьма «прожорлив», а советские батарейки — не энергоемкими, и «послушать музон» обходилось в копейку. Во-вторых, из-за несовершенства советских кассет МК плеер просто «зажевывал» ленту.

Прохор ЕЖОВ



Загадки истории » Назад в СССР » Электронный плагиат

, ,   Рубрика: Назад в СССР

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:47. Время генерации:0,129 сек. Потребление памяти:8.1 mb