Евреи с Кавказа
Горские евреи — удивительная этническая общность. Веками они жили в Азербайджане и на Северном Кавказе, но в 1970-е годы большинство из них эмигрировали в Израиль.
В МУСУЛЬМАНСКОМ ОКРУЖЕНИИ
По неофициальным данным, горских евреев в России насчитывается 30 тысяч человек. Они отличаются от других евреев и внешне, и культурно, и лингвистически. Говорят на особом языке, который лингвисты считают диалектом татского языка иранской ветви индоевропейской семьи.
Евреи были переселены в Восточное Закавказье в начале VI века нашей эры из Персии. Они ассимилировались с местным населением, говорящим по-татски, переняли язык, традиции и обычаи, но веру свою сохранили. Более того, под их влиянием в начале IX в. перешли в иудаизм правители Хазарского каганата.
На протяжении многих веков горские евреи жили в мусульманском окружении. Они вынуждены были платить мусульманским правителям дань за покровительство. Им приходилось выполнять самые тяжелые и грязные работы, которыми брезговали мусульмане.
От погромов и насильственного обращения в ислам горских евреев спасло только вхождение Кавказа в состав Российской империи. Они почувствовали себя в относительной безопасности. Но во время имамата Шамиля жители некоторых еврейских аулов были насильственно обращены в ислам.
И тогда глава общины горских евреев Дербента попросил императора Николая I собрать всех рассеянных по Кавказу евреев в города и большие поселения, которые находятся под протекторатом России. После этого евреи начали переселяться из высокогорных сел на границе Азербайджана и Дагестана в города и основанные русскими крепости: Буйнакск (Темир-Хан-Шуру), Махачкалу (Петровск-Порт), Андрей-аул, Хасавюрт, Грозный, Моздок, Нальчик, Джегонас.
В конце XIX века начался отток горских евреев на Землю обетованную. Уже перед Первой мировой войной община горских евреев в Палестине насчитывала несколько сотен человек.
В начале XX века в Баку и Дербенте открылись первые школы для горских евреев с преподаванием на русском языке. А при установлении советской власти на Кавказе горские евреи активно включились в борьбу с местными мусульманскими сепаратистами и, по некоторым оценкам, составляли около 70 процентов красногвардейцев.
НАСТУПЛЕНИЕ НА ИУДАИЗМ
Во время Великой Отечественной войны немцы кратковременно оккупировали некоторые районы Северного Кавказа, но горские евреи в целом избежали преследований со стороны нацистов.
После войны государство усилило наступление на иудаизм. Синагоги функционировали под контролем властей, которые вмешивались в том числе и в обрядовую сторону. А в 1951 году иудейская община Нальчика вообще была снята с регистрации в связи с тем, что ее исполнительный орган систематически нарушал закон о браке, семье и опеке, совершая религиозные бракосочетания несовершеннолетних граждан, а также периодически проводил денежные сборы среди населения вне молитвенного дома-синагоги.
Было отменено преподавание и свернута вся литературная деятельность на горско-еврейском языке, прекратился выпуск газеты «Захматкаш». Это издание стало снова выходить только в 1975 году. Власти сделали такое попущение после того, как усилилась эмиграция горских евреев в Израиль.
Действительно, в 1970-1990-е годы основная часть горских евреев эмигрировала в Израиль. Многие переехали в Москву и Пятигорск. Хотя до сих пор сохранились незначительные общины в Дагестане, Нальчике и Моздоке. А в Азербайджане в поселке Красная Слобода (в черте города Куба) воссоздается традиционный образ жизни горских евреев.
КАЛЫМ И ЛЕЗГИНКА
Прежде горские евреи жили большими семьями. Одна такая семья включала три-четыре поколения и могла насчитывать до 70 человек, которые проживали в одном дворе. При этом у них было распространено многоженство, но у каждой жены с детьми были отдельный дом или отдельная часть дома. Несколько больших семей, ведущих родословную от общего предка, образовывали тухум (буквально — «семя»).
В городах евреи жили в отдельных кварталах или предместьях. Общиной руководил глава наиболее уважаемой или многочисленной семьи. Главный раввин города избирался руководителями общины.
В остальном культура горских евреев не сильно отличается от культуры дагестанцев и азербайджанцев: они готовят те же блюда кавказской кухни, танцуют лезгинку, похоже одеваются и подчиняются ада-там — законам, основанным на обычаях куначества и кровной мести.
У горских евреев тоже было принято платить за невесту калым и устраивать помолвки в младенчестве. Однако есть одна особенность: в случае неисполнения обычая кровной мести (если родичам убитого не удавалось отомстить убийце в течение трех дней) семьи имели право уладить конфликт узами кровного родства.
Внешностью горские евреи, по сути, ничем не отличаются от своих соседей-мусульман. Это дало повод некоторым ученым утверждать, что горские евреи — это обращенные в иудаизм таты. Хотя существует — и противоположная точка зрения, что таты-мусульмане — это бывшие горские евреи.
Горские евреи до сих пор трепетно относятся к землячеству. Они слыли храбрыми джигитами, но при этом всегда соблюдали субботу и обряд обрезания. Многие соблюдали также запрет есть мясо хищной птицы и смешивать мясо с молоком и молочными продуктами. Чтилась и традиция выпечки субботнего хлеба. Такой хлеб называется хала, его пекут перед шаббатом и едят утром в субботу.
Сохранялись иудейские обряды, связанные с жизненным циклом (обрезание, свадьба, похороны), праздники (Песах — Нисону, Пурим — Гомуну, Суккот — Араво).
Если в других регионах России евреям было запрещено возделывать землю, то на Кавказе они свободно занимались земледелием и поэтому сохранили традицию разводить шелкопрядов, выращивать абрикосы, табак и виноград. Также они разводили марену — растение, из которого в старину добывали красную краску.
Горские евреи славились как виноделы. Из этой среды вышли первые горско-еврейские миллионеры: Ханукаевы и Дадашевы. К концу XIX столетия они основали в Дагестане первую крупную рыболовецкую компанию.
С глубокой древности горские евреи сумели монополизировать торговлю коврами на дербентских рынках, и это занятие у них считалось очень почетным. Кроме того, они издавна практиковали кожевенное ремесло, но в начале XX века российские власти запретили им ездить в Среднюю Азию за шкурами, и эта отрасль пришла в упадок.
ЛЕКАРЬ ИМАМА ШАМИЛЯ
У горских евреев богатейшая песенная культура, которая развивалась в двух направлениях: в культовых напевах и в светском фольклоре. В синагоге их пение представляет из себя речитатив — они произносят нараспев тексты Торы и другие религиозные тексты.
Большое значение в культуре горских евреев имеют обрядовые песни. Ими, например, сопровождалось начало полевых работ или вызывался дождь. Также существуют специальные песни для обряда обручения и свадьбы.
Здесь каждая церемония — шествие невесты, преподнесение подарков, приготовление пищи для праздничного стола, окрашивание хной ногтей на руках родственников и гостей — сопровождается отдельной музыкальной композицией.
Кроме колыбельных горские евреи поют своим детям специальные песенки, под которые ребенок учится ходить. Поминальные обряды сопровождаются плакальщицами, которые исполняют традиционные плачи и причитания.
Среди музыкальных инструментов, которые используют горские евреи, выделяется один уникальный. Это шофар — рог, который звучит в синагоге во время празднования Нового года. У горских евреев богатый фольклор: сказки (овосуна), которые рассказывали профессиональные сказочники (овосуначи) и песни, исполняемые автором и передававшиеся с указанием его имени.
Среди горских евреев были и есть довольно известные люди. Скажем, лекарем у имама Шамиля был горский еврей Султан Горичиев. Он оставался с имамом до самой его смерти. А самой любимой женой Шамиля, с которой получился самый долгий брак, тоже была горская еврейка — Анна Улуханова, дочь купца из Моздока.
Одним из авторов памятника Неизвестному Солдату, установленному в Москве у Кремлевской стены, был горский еврей Юно Рабаев. На двух языках — горско-еврейском и русском — писали литераторы Миши Бахшиев и Хизгил Авшалумов. Именем последнего названа улица в Дербенте. А Союз кавказских писателей Израиля возглавляет горский еврей Эльдар Гуршумов.
Кроме того, в Израиле есть два генерала — горских еврея: Алуф Эхуд Адам и Адам Иекутиэль (погиб во время Первой ливанской войны). А в российском шоу-бизнесе прославилась представительница горских евреев — певица Сара Манахимова, выступающая под творческим псевдонимом Жасмин.
Николай МЕДВЕДЕВ
Предыдущая⇐ ⇐Тайна Вещего Олега⇐ ⇐
Следущая⇒ ⇒«Эх, прокачу!»⇒ ⇒
https://zagadki-istorii.ru