Факультет специального назначения

Автор: Maks Сен 19, 2019

В советское время вся информация о частях спецназа ГРУ шла под грифом «секретно». Тайной за семью печатями было и то, где готовят для них офицеров. А между тем существовал в Рязанском десантном училище один неприметный факультет, именуемый 9-й ротой, где как раз и ковались кадры для военной разведки.

Если о героической 9-й роте 345-го отдельного гвардейского парашютно-десантного полка режиссер Федор Бондарчук снял целый художественный фильм, то одноименное подразделение Рязанского училища в кино попадет еще нескоро. А жаль, ведь это учебное подразделение тоже стало легендарным, правда, только в своей спецназовской среде. И о нем самом, и о его выпускниках, живых и павших во многих горячих точках мира в конце XX — начале XXI века, можно было бы сделать продолжительный остросюжетный сериал…

Кузница кадров

Как известно, части и подразделения спецназа ГРУ ведут свое начало с 24 октября 1950 года. Офицерские кадры для них изначально набирали в разведывательных подразделениях общевойсковых и десантных частей. Однако очень скоро для командиров спецгрупп потребовалась более специализированная подготовка, которую не могли дать факультеты, готовившие кадры для войсковой разведки. Перед подразделениями ГРУ ставили все более сложные боевые задачи, к ним поступали самые современные спец-техника и вооружение, для них была разработана тактика действий, не подлежавшая широкому разглашению.

В 1969 году на основании директивы Генерального штаба ВС СССР в Рязанском десантном училище была сформирована рота курсантов специального назначения (9-я рота). Ее первым командиром стал полковник Иван Щелоков.

Изначально подразделение состояло из двух взводов. Первокурсников для первого набрали из суворовцев и военнослужащих-абитуриентов. Второй взвод сформировали из лучших курсантов других учебных рот. В 1970 году добавились 3-й и спустя год 4-й взвод. Таким образом, в 9-й роте учились одновременно курсанты четырех курсов. Это учебное подразделение стало самым сплоченным в училище, без малейших намеков на дедовщину. Оно долгое время занимало в вузе первое место и в спорте, и в учебе.

Учиться здесь мечтали многие, но поступить сюда получалось не у всех…

«Адова неделя» по-советски

Как в это подразделение попадали будущие курсанты?

Рязанское десантное училище никогда особо не испытывало недостатка в абитуриентах. Как вспоминает ветеран спецназа Андрей Бронников в своей автобиографической книге «Девятая рота», среди тех, кто шел сюда, были не только крепкие парни, делавшие ставку на свои физические параметры, но и те, кто оканчивал школы с углубленным знанием иностранных языков. Вот из таких ребят, подходящих также и по физическим кондициям, приемная комиссия отбирала будущих курсантов секретного факультета. Их было гораздо больше, чем необходимо для одного учебного взвода первокурсников.

Далее кандидаты для секретного факультета размещались в казармах училища и проходили «отсев». Каждый день им предстояло делать усиленную зарядку, пробегать шестикилометровый кросс и сдавать экзамены по школьным предметам, самым сложным из которых был иностранный язык. Кстати, для «маскировки» истинного назначения факультета его еще называли иностранным.

Отобранных по итогам вступительных экзаменов абитуриентов, числом чуть более 40 человек, вывозили в загородный учебный центр Сельцы, где они получали обмундирование и проходили так называемый курс молодого бойца. Бег и зарядка по 50 минут, марш-броски, предпрыжковая подготовка и сами прыжки с парашютом, стрельбы плюс скудное и однообразное питание — все это были непростые этапы, на которых отсеивались «романтики» и слабые духом.

Те же, кто выдерживал все это, возвращались в Рязань и становились курсантами первого взвода секретного факультета.

Традиции 9-й

Курсанты 9-й роты Рязанского училищаРота в училище располагалась в отдельном здании. Это позволяло курсантам лишний раз не «светиться» среди будущих офицеров-десантников.

В казарме роты был один из самых лучших спортивных уголков училища, и физическая подготовка была «коронкой» курсантов. А еще тут больше всех в вузе увлекались карате, модным в 1970-х годах, хотя впоследствии запрещенным властями. Нередко среди курсантов проводились поединки, но без фанатизма и серьезных телесных повреждений. Кто-то даже ходил отрабатывать рукопашный бой в самоволку, ввязываясь в драки с превосходящими силами местных хулиганов.

Одной из «визитных карточек» спецроты был своеобразный «салют» по приезде на стрельбище. Для этого курсанты вынимали пули из трассирующих патронов и вставляли их в гильзы острием внутрь. При выстреле получался небольшой фейерверк.

Дисциплина на секретном факультете была своеобразной. С одной стороны, «спецкурсанты» должны были соблюдать правила, установленные для всех остальных, с другой — офицеры спецназа в своих действиях располагают большей свободой в выборе способов для достижения успеха, чем общевойсковые и даже десантные командиры. А где начинать учиться этой самой «свободе действий», как не в училище? И одними самоволками тут дело не заканчивалось…

На какие-то «грешки» руководство вуза закрывало глаза, но иногда попавшихся «залетчиков» строго наказывали и даже отчисляли, невзирая ни на какие успехи в учебе.

Уроки не для всех

Если для курсантов-десантников иностранный язык чаще всего был «проходным» в программе учебы, то для курсантов-спецназовцев он был одной из основных дисциплин. Занимались им по 2-4 часа в день.

На кафедре изучали четыре языка — английский, французский, немецкий и китайский. С началом войны в Афганистане добавился еще и персидский (фарси). Делились на «языковые» группы по 9-10 человек и занимались в отдельных аудиториях. Занятия проводили преподаватели с богатым опытом работы в военной разведке.

Со временем курсанты учились читать зарубежные газеты и даже общаться между собой на иностранном языке. «Китайцам» необходимо было освоить за учебу 4 тысячи иероглифов, и это в то время как для жителя КНР, окончившего школу, нормой было освоение 2,5 тысячи иероглифов.

Другими важными предметами были тактико-специальная подготовка (ТСП), минно-подрывное дело (МПД) и военная топография. На этих занятиях курсантов учили, как действовать в тылу врага, отрываться от преследования, устраивать засады. Иногда проводили в лесах учения, на которых курсантов из 9-й роты пытались выследить и задержать целые роты Рязанского училища МВД. Получалось это у будущих милиционеров не всегда…

Большой упор был сделан на топографию, чтобы качественно научить курсантов ориентированию на любой местности, днем и ночью. На огневой подготовке они учились стрелять не только из советского, но и из зарубежных образцов оружия.

Легенды роты

Поведать обо всех героях — выпускниках секретного факультета — в небольшой статье нереально. О некоторых из них говорить нельзя до сих пор. Расскажем для примера лишь о двоих, имена которых были на слуху…

Герой России Евгений Сергеев. В январе 1987 года в Афганистане он со своей спецгруппой добыл переносной зенитно-ракетный комплекс «Стингер», за который было обещано звание Героя Советского Союза. Сергееву его не дали — «недостаточно почитал начальство». Спустя 25 лет друзья добились присвоения ему звания Героя России, к сожалению, уже посмертно.

Валерий Радчиков. В Афганистане подорвался на мине, потерял ступни обеих ног, но после госпиталя вернулся в строй, опять отправился в ДРА. Его называли «афганский Маресьев», представили к званию Героя Советского Союза, которое он в силу разных причин не получил. В 1995 году за парашютный прыжок на Северный полюс его представляли к званию Героя России, но Минобороны страны отказало, так как Радчиков обвинялся в причастности к ряду криминальных историй. В 2001 году он погиб в автокатастрофе.

9-ю роту дважды в 1979 году поднимали по боевой тревоге: в феврале, во время вторжения Китая во Вьетнам, и в декабре — при вводе советских войск в Афганистан.

В 1981 году в Рязанском училище был развернут батальон специального назначения, и история легендарной 9-й роты на этом завершилась…

Леонид ЧЕРНОВ



, , ,   Рубрика: Специстория

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:61. Время генерации:0,777 сек. Потребление памяти:10.46 mb