Феи фарфоровой страны

Автор: Maks Янв 24, 2020

Сделанная из подручных материалов игрушка-подружка сопровождает человечество с незапамятных времен. Неизвестно, сколько понадобилось времени, чтобы резные и лепные фигурки из сакрального символа превратились в детскую забаву. Вполне возможно, что они изначально совмещали в себе обе функции.

На протяжении столетий кукла была не только игрушкой для особ женского пола всех возрастов и социальных статусов, но и рабочим инструментом модельеров, и даже произведением прикладного искусства. Самой старой из кукол считается фигурка из слоновой кости, найденная на территории Чехии в захоронении «Брно-2». Специалисты оценивают ее возраст в 30-35 тысяч лет.

Подружки до гроба

Нет никаких сомнений в том, что куклы были известны нашим далеким предкам. В собрании Британского музея хранятся фигурки, найденные при раскопках в Египте. Их возраст составляет больше 3000 лет. Маленькие, весьма условные изображения женщин, сделанные из дерева, глины, льна, обычно клали в могилы мужчин. По мнению одних ученых, куклы должны были оказывать умершему интимные услуги в загробном мире, по мнению других — служить символом скорого перерождения усопшего.

Встречались также и примеры собирания женских фигурок. Известно, что царица Клеопатра владела целой коллекцией таких игрушек.

В Древней Греции мастера-коропасты делали кукол из ткани, воска, глины. Любопытно, что талисманами Олимпийских игр 2004 года, проходивших в Афинах, стали два человечка — точные копии античных кукол, найденных при раскопках.

Римская кукла называлась pupa, что переводится и как «кукла», и как «девочка». Латинские корни этого слова прослеживаются во многих языках. Даже в русском языке есть «пупс», образованный от французского названия игрушки. Девочкам Древнего Рима кукол дарили на праздник Сатурна. Игрушка сопровождала маленькую хозяйку до дня свадьбы, а после возлагалась на алтарь богини любви Венеры. Если же девушка умирала незамужней, «пупу» хоронили вместе с ней. Одна из самых удивительных римских игрушек, найденных археологами, — кукла девочки по имени Креперейя Трифена. Поднятая из захоронения фигурка весьма натуралистично вырезана из слоновой кости, имеет подвижные руки и ноги. К игрушке прилагался сундучок с нарядами и драгоценностями. Кроме глины, кости и дерева римские кукольники использовали янтарь, медь, серебро и даже золото.

Наши предки-славяне делали кукол-мотанок. Название появилось от того, что мастерицы скрепляли детали своих шедевров, обматывая их нитью. Помимо ниток в дело шли дерево, глина, солома, тряпочки, кожа, лыко, береста, лен. Мотанки не имели лиц, чтоб в них не могли вселиться злые духи. Они одновременно были и сильными оберегами, и детскими игрушками.

Эмиссары моды

На заре европейского Средневековья куклы также, как и у славян, представляли собой обереги. Однако уже в эпоху Елизаветы I они превратились в предмет роскоши. Над одной такой игрушкой, бывало, трудились десятки мастеров. Руки и головы кукол вырезали из дерева и покрывали алебастром, наряды делались из дорогих, расшитых золотом тканей, а украшения — из драгоценных камней.

Именно с такой куклой играла маленькая дочь Вильяма Шекспира. Учитывая то, что подобная роскошь стоила дорого, а Шекспира не позиционируют как богача — это еще одна из загадок великого драматурга.

XVII век вновь изменил статус куклы. В 1643 году французские портные и торговцы тканями придумали демонстрировать уменьшенные копии новых моделей платья, одевая в них специальных кукол. Игрушку-манекен в честь греческой богини назвали Пандорой и начали рассылать по странам Европы, пытаясь привлечь внимание потенциальных покупательниц.

Расчет оправдался. Множество женщин смогли не только наглядно рассмотреть наряды, но и снять с них выкройки, пропорционально увеличив детали. Постепенно пандоры стали так популярны, что богатые клиентки, заведя пару таких кукол (одну для туалетов, надеваемых в свет, другую — для домашних платьев), подписывались на регулярное обновление кукольных гардеробов, как сейчас подписываются на журналы мод.

Любопытно, что во времена правления Наполеона пандоры были запрещены, но стоило императору удалиться от власти, как поток кукол-модниц опять покатил по Европе. Со временем пандоры добрались и до России, хотя многие считали, что, играя с подобными куклами, девочки не смогут проникнуться идеями настоящего материнства.

Развитие технологий в конце XIX века сделало модные журналы доступными даже для простых горожанок, и куклы-пандоры канули в Лету, уступив свое место Вebe Jumeau — куклам-малышкам с глазастыми головками из фарфора, пухлыми ножками и ручками. Теперь даже совсем юные девочки могли «почувствовать» себя матерями, укладывая эрзац-дитя спать, кормя с ложечки, одевая в специальные платьица с рюшами.

Виниловое чудо

КуклаXX век подарил человечеству дешевый и отлично подходящий для литья материал — пластмассу. Алебастр, неглазурованный фарфор (бисквит) и папье-маше ушли в прошлое. Их заменили различные пластики. По мере совершенствования технологий кукол сначала делали из целлулоида, небьющегося, но горючего и легко теряющего форму, затем появился жесткий пластик — очень прочный, красивый, но неприятный на ощупь, и наконец на сцену взошел винил, еще в середине XIX века открытый русским ученым Бутлеровым.

Этот пластичный и легко поддающийся обработке материал обладает целым рядом великолепных свойств, делающих его идеальным материалом для девчачьих игрушек. Винил гибок, надежен, устойчив ко многим активным средам, не поддерживает горения, прекрасно поддается обработке и главное — имеет фактуру человеческой кожи. Вместе с материалом изменился и дизайн кукол.

В послевоенном СССР производством игрушек, как правило, занимались артели. Артельщики выдавали по-настоящему красивый и качественный продукт, но в 1956 году Хрущев запретил частный бизнес. Игрушки перешли в епархию государства. Какое-то время качество изделий по инерции оставалось довольно высоким, затем начало снижаться. Стандартные «Маши», «Тани» и «Нины» в стандартных платьишках заполнили магазины брежневского СССР, из кукольных «изюминок» приветствовались только закрывающиеся глаза да еще механизм, произносивший «мама».

В то время, как Советскому Союзу было не до бирюлек, западная игрушечная индустрия развивалась, захватывая рынки. Пожалуй, самой знаменитой из кукол, выпущенных за океаном, можно назвать Барби. Создателем Барби является Рут Хэндлер, супруга основателя фирмы Mattel. Заметив, что дочка предпочитает бумажных кукол (были такие и в СССР), больше похожих на подростков, чем на малышей, Рут задумалась о кукле с явно выраженными гендерными признаками. Муж отнесся к предложению супруги со скепсисом, но упорная Рут не оставила идею. Как-то во время путешествия по Швейцарии она заметила в витрине фигурку Лилли Бильд, героини взрослых комиксов из немецкой газеты. Рут купила игрушку и привезла ее в Лос-Анджелес. На этот раз доводы убедили мужа. Супруги Хэндлер выкупили патент, и в 1959 году первые Барби (Рут назвала куклу в честь дочери) появились на прилавках американских магазинов.

На протяжении нескольких десятилетий Барби оставалась одной из самых востребованных игрушек для девочек. В соответствии с тенденциями моды она меняла прически, макияж и даже росла по карьерной лестнице, становясь то стюардессой, то космонавтом, то кандидатом в президенты. Самые большие прибыли приносили даже не сами куклы, а продажа связанных с ними аксессуаров: нарядов, мебели, бижутерии, кукольных домиков. В последнее время популярность Барби падает, несмотря на то что фирма комплектует кукол камерами, динамиками и Wi-Fi-модулями.

Предмет искусства

История имеет обыкновение выписывать прихотливые петли. Сегодня опять в моде дорогие авторские куклы. Иx платья не украшают золотым шитьем и драгоценными камнями, как во времена Елизаветы, зато каждая из этих кукол — настоящий маленький шедевр, созданный художником в единственном экземпляре. За произведения таких мастеров, как Мэгги Иаконо, Лаура Скаттолини, Филлип Хит или Анне Митрани, коллекционеры готовы выкладывать десятки тысяч долларов.

В последние десятилетия Россия тоже не остается в стороне от высокой кукольной моды. Талантливые художники вроде Марины Бычковой, Александры Худяковой, Светланы Никульшиной уже вполне уверенно занимают свое место среди признанных лидеров мирового кукольного искусства, неизбывного, как сама любовь детей к играм и игрушкам.

Эдуард ШАУРОВ

Загадки истории » Люди и вещи » Феи фарфоровой страны

,   Рубрика: Люди и вещи

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:45. Время генерации:0,141 сек. Потребление памяти:8.19 mb