Фиаско «небесных аскари»

Автор: Maks Ноя 7, 2019

Первые итальянские парашютные части были сформированы в Ливии, которая была колонией Италии. Здесь, на аэродроме близ Триполи, была создана первая школа парашютистов-арабов — «небесных аскари».

Перед началом Второй мировой войны у военных Италии возник огромный интерес к парашютному делу, которое в это время развивалось семимильными шагами. Англия, Франция и Россия использовали парашюты уже во время Первой мировой войны, а начиная с 1930 года уже в СССР, в Ленинградском военном округе, проводились тактические учения с парашютистами.

Люди как овцы?

Идея сформировать специализированные подразделения была для итальянцев заманчивой. В первую очередь десантников можно было использовать в колониях: в Сомали, в Эритрее и в Ливии, чтобы быстро доставлять войска при возникновении беспорядков.

Впервые организовать специальные части предложил генерал Франческо Грациоли. Он увидел высадку красноармейцев-десантников, и это произвело на него такое неизгладимое впечатление, что он добился решения Генштаба о создании отряда парашютистов.

Увы, решение это так и осталось на бумаге вплоть до 1938 года, хотя попытки использовать парашюты в армии были: в 1936 году итальянцы десантировали… овец, снабжая таким образом свои войска, которые усмиряли эфиопов, оторвались от основных сил и потеряли связь с базами снабжения.

Но даже когда Генштаб в 1937 году решил создать парашютную школу, дело не сдвинулось с мертвой точки.

Все решает губернатор

Проблему решил известный приверженец Муссолини Итало Бальбо, который к этому времени уже многое сделал для развития воздухоплавания.

Став в 1926 году статс-секретарем по авиации, он способствовал развитию аэронавтики: в этом же году пилот Марио де Бернарди завоевал кубок Шнейдера в соревнованиях среди гидропланов, а в 1928 году под руководством Умберто Нобиле состоялась известная арктическая экспедиция дирижабля «Италия», который пролетел над Северным полюсом, но потерпел катастрофу. Уцелевших членов экипажа тогда спас советский ледокол «Красин».

В 1930 году под руководством Бальбо 12 гидропланов совершили перелет из Италии в Бразилию, за что ставшего уже министром авиации Бальбо наградили золотой медалью Международной федерации аэронавтики. А спустя три года под его руководством уже 24 гидроплана совершили перелет из Рима в Чикаго. В честь Бальбо в Чикаго был проведен парад, сам Бальбо отобедал с президентом Рузвельтом и получил от него крест за летные заслуги.

В 1934 году Муссолини назначил Бальбо генерал-губернатором Ливии, которая была богатой колонией, и главнокомандующим итальянскими войсками в Северной Африке.

В Ливии Бальбо построил несколько аэродромов, 400 километров железнодорожных и 4500 километров автомобильных дорог и реорганизовал вооруженные силы. Его целью было создание небольшой, но мощной и подвижной группировки.

Нововведением губернатора стала организация Compagnie Auto-Avio-Sahariane — особых авто- и авиационных подразделений, которые передвигались на машинах при активной поддержке с воздуха самолетами Caproni Са.309 Ghibli. Они были обязаны по первому приказу совершать марш-броски в отдаленные районы африканской пустыни. И конечно, не смог Бальбо обойти стороной и идею создания парашютных частей.

Туземная часть

Первыми парашютистами Италии были арабыЧтобы не связываться с итальянской военной бюрократией, губернатор решил создать «туземную» часть, набрав в нее арабов.

В начале весны 1938 года рядом с Триполи на военном аэродроме Касгель-Бенито появилась первая в Италии школа парашютистов. Она должна была «выковать» кадры для десантного батальона. Для обучения выделили шесть средних бомбардировщиков Savoia-Marchetti SM.81 Pipistrello — в них входило до 12 десантников.

В феврале было объявлено о наборе в школу 300 курсантов. Бальбо опасался, что мусульмане не пойдут в парашютисты, но ошибся. Поскольку бойцам пообещали хорошо платить, желающих записаться набралось 2 тысячи человек, и это позволило отобрать самых лучших.

Все курсанты получили комбинезоны, которые они подвязывали широкими полосатыми кушаками, авиационные шлемы, пилотские очки и добротные армейские ботинки. На вооружении были пистолеты, карабины калибра 6,5 мм и ручные пулеметы Breda.

Инструкторов Бальбо пригласил из Италии, офицеров набрал из добровольцев, а возглавить школу попросился ветеран-подполковник Гоффредо Тонини, который служил в XX Трипольском корпусе.

22 марта 1938 года Тонини прибыл в Кастель-Бенито. В этот же день был сформирован учебный парашютный батальон Battaglione allievi paracadutisti «Fanti dell’aria», в котором было четыре роты. Служивших в батальоне арабов тут же прозвали Ascari del Cielo — «небесными солдатами».

Утром 29 марта подполковник сам совершил первый прыжок с парашютом, 1 апреля повторил его, а затем потребовал того же от всех офицеров и курсантов. До 15 апреля курсанты тренировались на земле и прыгали с парашютами — индивидуально, а потом в группах.

16 апреля состоялись первые массовые прыжки парашютистов. Для этого в воздух поднялись сразу двадцать четыре самолета SM.81.

Среди инструкторов школы оказался родоначальник парашютного спорта подполковник Просперо Фрери, который привез с собой парашюты серии «Сальвадор» собственной конструкции.

Вскоре выяснилось, что модификация парашюта D.37 практически непригодна для десантников. Парашют можно было использовать пилотам, но десантник, прыгающий с полной выкладкой, рисковал получить серьезные травмы. Площадь купола была недостаточна для того, чтобы погасить скорость падения бойца, а на самом парашюте отсутствовали стропы, отвечавшие за управление.

Выяснилась еще одна «досадная» мелочь — D.37 иногда не открывался и довольно часто открывался не полностью, что приводило к увечьям курсантов.

За время обучения в школе погибло 75 человек, а еще 72 остались калеками.

Впрочем, вскоре D.37 были полностью заменены на новенькие D.39, а потом на D.40, у которых таких недостатков уже не было.

В конце апреля 1938 года курсантов разбили на два батальона, одним из которых командовал майор Виргилио Торренте, а вторым — майор Энрико Дондини. Подполковник Тонини возглавил 1-й парашютный Ливийский полк «воздушной пехоты», который был сформирован 18 мая 1938 года.

Этот день был омрачен настоящей трагедией — во время отработки прыжков из-за сильного порыва ветра сложились парашюты сразу у семи «небесных аскари». Бойцы погибли, а сорок других десантников получили переломы.

Это не смутило итальянских военных, и 23 мая Ливийский полк принял участие в крупных маневрах: десантники высадились в местечке Бир-эль-Гемм, заняли взлетно-посадочную полосу и удерживали ее до прилета авиации и наземной высадки войск. Все прошло благополучно, и наблюдавший за учениями сардинский король Виктор Эммануил III наградил офицеров и похвалил смелых парашютистов.

«Воздушная пехота» во Второй мировой

Увы, но хорошее начинание так и не получило поддержки в Италии. Кому-то показалось, что вооружать арабов — не самая лучшая идея. В декабре 1939 года полк реорганизовали в батальон, а весной 1940 года набрали еще батальон, но уже из итальянцев.

По сути, получилось так, что на арабах отработали технику прыжков и испытали парашюты.

К этому времени в школе отучились 1200 курсантов — они умели обращаться с любым оружием, водили машины и мотоциклы, знали подрывное дело и прыгали с парашютом.

Итальянский батальон назвали Первым национальным парашютным батальоном в Ливии.

В начале войны парашютисты базировались в Киренаике, где их свели в группу подполковника Тонини. У Тонини было 859 бойцов, тридцать восемь пулеметов, двенадцать зениток и восемь 47-мм противотанковых пушек. В качестве мотопехоты они принимали участие в боях против французов, которые пытались вторгнуться в Ливию со стороны государства Чад.

Затем группу передислоцировали на аэродром Эль-Фтейя близ Дерны, где «аскари» две недели сдерживали британцев, а потом попали в окружение у Бенгази.

«Аскари» пришлось возглавить колонну, которая пошла на прорыв по дороге Виа-Бальбиа. Но положение оказалось безвыходным — итальянские вояки были деморализованы, массово сдавались в плен, 10-я армия дуче капитулировала. Сдались в плен и парашютисты — 6 февраля 1941 года подполковник Тонини и почти все «аскари» сложили оружие. По другим данным — их захватили в плен.

За время боев смерть в песках Африки нашли 101 ливиец и 83 итальянца. 250 бойцов были ранены. Те, кто сумел выйти к своим, были отправлены в Италию.

Тонини провел пять лет в плену, а губернатор Бальбо погиб еще в 1940 году — при заходе на посадку в Тобруке его самолет сбили свои же зенитчики.

Так окончилась история первого парашютного Ливийского полка «воздушной пехоты».

Майя НОВИК

  Рубрика: Военная тайна 625 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:44. Время генерации:0,331 сек. Потребление памяти:9.66 mb