Гибель «Новороссийска»

Автор: Maks Мар 29, 2019

28 октября 1955 года из планового учебного похода в Севастополь вернулся и занял своё штатное место у бочки №3 напротив Морского госпиталя флагман Черноморского флота — линкор «Новороссийск». Самому мощному на тот момент кораблю советского ВМФ предстояло участие в торжествах по случаю 100-летия первой Севастопольской обороны. Но дожить до предстоящего торжества «Новороссийску» не довелось…

Своё имя «Новороссийск» получил в 1949 году. До этого он был известен как «Джулио Чезаре» («Юлий Цезарь») — итальянский линкор, построенный в Генуе и вошедший в строй в 1914 году. Но после войны при разделе между союзниками трофейного имущества корабль передали СССР.

Гордость Черноморского флота

Несмотря на солидный возраст, он оставался грозной боевой силой. При водоизмещении 29 тысяч тонн он имел длину 186 метров и ширину 28 метров. Мощная (почти 93 тысячи лошадиных сил) машина обеспечивала кораблю ход до 28 узлов. Вооружение линкора состояло из полусотни орудий калибром от 56 до 320 миллиметров и торпедных аппаратов.

В 1953 году корабль поставили на капитальный ремонт, в ходе которого заменили часть вооружения и установили ряд современных систем.

Попутно, по требованию политуправления флота, были демонтированы имевшиеся в офицерских каютах винопроводы, из которых при желании можно было всегда почерпнуть стаканчик сухого вина. В мае 1955 года «Новороссийск» вступил в строй.

В течение лета и осени линкор несколько раз выходил в море.

Удивительно, но 39 лет назад, 20 октября 1916 года, именно на этом месте, пришвартованный у той же бочки, взорвался и погиб черноморский флагман — линкор «Императрица Мария». Причины гибели его так и не были установлены. Но о том, что «Новороссийск» ждёт точно такая же судьба, ещё никто не знал.

К концу дня 28 октября вернувшиеся из увольнения моряки разошлись по кубрикам и каютам. В 00:00 часов 29 октября на вахту заступила очередная смена.

В 1:31 под носовой частью линкора с правого борта между первой и второй орудийными башнями прогремел мощный взрыв, разрушивший все горизонтальные перекрытия от днища до палубы полубака. В подводной части правого борта образовалась пробоина площадью более 150 квадратных метров, а с другого борта — огромная вмятина. Сразу же несколько носовых отсеков заполнились водой, и корабль получил большой дифферент на нос. На борт линкора прибыли высшие флотские командиры. Оправившиеся от шока моряки приступили к борьбе за спасение корабля. Однако почти на треть экипаж состоял из только что прибывшего пополнения, сформированного из пехотинцев, ещё даже не успевших сменить солдатские гимнастёрки на тельняшки. Никто из них не ориентировался в сложных корабельных лабиринтах. Забортная вода стремительно заполняла трюмы. Необходимо было немедленно убирать с корабля людей, не занятых в аварийно-спасательных работах.

Однако командующий ЧФ вице-адмирал Пархоменко не разрешил отправлять личный состав. Между тем левый борт опустился вровень с водой, палуба встала почти на ребро, линкор уходил носом в воду, все выше задирая корму. Кто был на палубе, посыпались в воду, некоторым удалось перебраться на киль линкора. Бывшие пехотинцы под тяжестью сапог и намокших гимнастерок быстро шли на дно. Из топливных танков в воду хлынули потоки мазута, накрывавшие плавающих в воде людей. Перевернувшийся корабль ещё долго держался на плаву, возвышаясь над водой на 2-3 метра, а в его чреве оказались практически замурованными сотни моряков. Какое-то время они оставались в живых, удерживаясь в образовавшихся воздушных пузырях. Немногим из них удалось продержаться до трёх суток. Спасти удалось только 9 моряков. Семерых из них извлекли через 5 часов после опрокидывания корабля через вырез, сделанный в кормовой части днища, ещё двоих позже смогли вытащить водолазы.

Всего погибло 829 моряков: около 150 человек — непосредственно при взрыве и затоплении носовых отсеков, остальные — после опрокидывания корабля. В числе погибших оказались многие члены аварийных команд с других стоявших в бухте кораблей. Работа моряков, прибывших на гибнущий линкор и практически не знакомых с его конструкцией, не имела общего руководства и была неэффективна. Порой избыток людей ночью на развороченной взрывом палубе лишь создавал помехи в борьбе за живучесть. В то же время покинуть линкор не разрешали.

Кто виноват?

Подъём линкора «Новороссийск»Спустя три года после трагедии «Новороссийска» автору статьи довелось побывать на крейсере «Фрунзе», стоявшем в ту роковую ночь неподалёку от гибнущего линкора, на который была немедленно направлена аварийная команда. Как позже рассказывал нам возглавлявший команду старпом «Фрунзе», избежать потерь ему удалось только потому, что он, опытный моряк, понимая неизбежность опрокидывания линкора, в последний момент принял волевое решение и приказал своей команде покинуть его.

Расследованием катастрофы занималась правительственная комиссия во главе с заместителем председателя Совета министров СССР Малышевым. По заключению комиссии, катастрофа стала следствием взрыва расположенного на дне бухты заряда мощностью не менее чем 1000 килограммов тротила. Предположительно, это могла быть сохранившаяся (несмотря на неоднократные траления бухты) немецкая донная мина.

Другая версия рассматривала возможность торпедной атаки линкора проникшей в гавань подводной лодкой, поскольку вход в бухту в тот день не был перекрыт бонами и противоторпедными сетями. Однако многие морские специалисты, а также главком ВМФ Николай Кузнецов, решительно отвергали обе эти версии, подтверждая свои доводы соответствующими расчётами. Адмирал Кузнецов был уверен, что имела место диверсия. И для этого были основания. Германские фирмы давали гарантийный срок годности электрических батарей на мине в воде — шесть месяцев. Все поднятые в Севастополе немецкие мины в начале 1950-х годов были уже небоеспособны.

Месть князя Боргезе

При рассмотрении обстоятельств возможной диверсии прежде всего вспомнили об итальянской 10-й штурмовой флотилии под командованием князя Юнио Боргезе. Якобы он, убеждённый антикоммунист (кстати, женатый на русской графине Дарье Олсуфьевой), ритуально поклялся на мечах не допустить, чтобы «Юлий Цезарь» служил под советским флагом.

В годы войны боевые пловцы Боргезе продемонстрировали высокую результативность. Помимо прочего, 10-я штурмовая флотилия принимала участие в осаде Севастополя.

Вражеская подводная лодка могла доставить боевых пловцов на максимально близкое к Севастополю расстояние, чтобы те осуществили диверсию. С учётом боевого потенциала первоклассных итальянских аквалангистов, пилотов мини-подлодок и управляемых торпед, а также принимая во внимание прорехи в охране севастопольской гавани, версия о подводных диверсантах выглядит вполне реалистично. Не исключено, что итальянские диверсанты действовали под прикрытием флотов США и Англии. В те дни проходили манёвры НАТО «Босфор-55», в ходе которых линкор «Нью-Джерси» и пять американских эсминцев пришли в Стамбул.

В августе 2013 года ветеран итальянского подразделения боевых пловцов Уго д’Эспозито публично заявил, что взрыв «Новороссийска» — дело рук этого подразделения. Он лично якобы участвовал в операции, но отказался говорить о подробностях. Кстати, взрыв «Новороссийска» произошёл накануне 33-й годовщины похода чернорубашечников на Рим.

Но была ещё одна способная на подобную диверсию команда — 12-я флотилия ВМФ Великобритании под командованием капитана Лайонела Крэбба. Этот человек-легенда в годы войны руководил обороной Гибралтара от итальянских боевых пловцов и считался одним из лучших подводных диверсантов британского флота.

В пользу «английской» версии выдвигался аргумент, будто в СССР намеревались оснастить «Новороссийск» ядерными боеприпасами. Для доставки их к цели могли использоваться морские крупнокалиберные пушки, стреляющие тяжёлыми снарядами на большое расстояние. Именно такими орудиями располагал погибший линкор.

В августе 1970 года гипотетическая диверсия 1955 года была проверена экспериментально. Ночью к Севастополю скрытно подошла подводная лодка. На глубине 20 метров её покинула группа боевых пловцов. С помощью подводных буксировщиков они проникли в бухту, преодолев боновые заграждения, и к 2 часам ночи добрались до противолодочного крейсера «Москва», стоявшего на том же месте, что и «Новороссийск» когда-то. Экипаж крейсера не заметил постановки мин. К счастью, на сей раз они были учебными.

Константин РИШЕС

  Рубрика: Военная тайна 517 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:44. Время генерации:0,295 сек. Потребление памяти:9.66 mb