
Хозяйка империи кофе
Женщина во главе императорского дома в Европе никогда не вызывала удивления, иное дело Африка — в мире суровых мужчин, закаленных в войнах и бесконечной борьбе, женщина всегда была на вторых ролях. Но и здесь были исключения: так, в 1916 году на эфиопский трон взошла женщина — Заудиту. Хотя ее правление трудно назвать единоличным…
В Эфиопии императорский род ведет свое происхождение от Соломона и царицы Савской. И вообще, эфиопская история величественна и самобытна, как и архитектурная уникальность ее пирамид.
Богатые традиции
Аксумское царство, Соломонова династия, пресловутое царство пресвитера Иоанна — все было и прошло на этой загадочной и богатой земле. Но к началу ХХ Эфиопия представляла собой клубок разных территорий, каждая из которых имела своего правителя, свое представление о будущем и свободе. Так что властям Эфиопии было чем заняться.
Однако все эти непростые события до поры до времени никак не затрагивали Заудиry — вторую дочь правителя провинции Шоа (Менелик тогда еще не был императором). Она родилась в 1876 году, росла в окружении любящих родителей и многочисленных нянь. Но вскоре мать умерла, отец женился во второй раз, потом в третий. Третью избранницу звали Таиту Гетул. Она-то и стала для Заудиry второй мамой.
Заудиry сохранила с ней добрые отношения до самой ее смерти в 1918 году. Еще будучи ребенком, Заудиry вела себя не «по-царски», что отмечали некоторые родственники. Так, она с большой теплотой относилась к слугам, не проявляя должной строгости и не соблюдая дистанции. Помимо этого, девочка росла слишком набожной, по поводу и без такового поднимая глаза к небу.
Это поведение, вероятно, можно понять: Заудиry искала какую-то опору. Ведь царской дочери с раннего возраста предстояли непростые испытания. Уже в шестилетнем возрасте ее выдали замуж за сына императора Йоханныса IV Арайю Селассие. Этот брак, заключенный по политическим мотивам, скоро распался.
Вторым ее мужем стал эфиопский сановник Гугса Уолле. У них установились хорошие отношения. Заудиry родила от Гугсы нескольких детей. К несчастью, никто из них не выжил. Это еще больше подтолкнуло Заудиry к религии и замкнутости. Между тем, на страну надвигались большие испытания. В 1903 году императора Менелика, который к этому времени разбил всех своих врагов и фактически создал условия для создания империи, поразил апоплексический удар. Менелик слег, отойдя от управления государством. Периодически появлялись слухи о его смерти, прово-цируя борьбу за власть.
В народной абиссинской песне, записанной поэтом Николаем Гумилевым, бывавшим в те годы в Абиссинии, говорится: «Смерти не миновать: был император Аба-Данья, но у леопарда болят глаза, он не выходит из своего логовища! Лошадь Аба-Даньи не стала бы трусливой: трусливая лошадь тени боится, начиная от слона и кончая жирафом. Кому завещал он свой щит? Пока еще он продолжает грозить, но люди держат его лишь по привычке!»
Перемен требуют наши сердца!
В 1909 году императрица Таиту, предчувствуя скорый конец Менелика, попыталась сделать Заудиry наследницей престола, а ее мужа расу (князя) Гугсу — регентом при царствующей императрице. Но план не прошел: придворная знать воспротивилась такому сценарию. И не удивительно: ведь со времен царицы Савской женщины не занимали императорский трон! Так по-чему вдруг Заудиry следует оказать такую неслыханную честь?
В 1913 году Менелик II умер. В результате подковерной борьбы императором стал его внук Лидж Иясу, сын раса Микаэля, который до насильного принятия христианства был мусульманином. Иясу по всем законам наследования не мог быть императором, поскольку он имел косвенное отношение к династии Соломона. Царская кровь текла только в жилах Заудиту. Но интриги оказались сильней голоса крови.
Правда, Иясу, хоть и принял имя Иясу V, коронован не был. В течение трех лет этот, по сути, мальчишка (он вступил на престол 18-летним) развалил все, что только можно, сблизился с Центральными державами и даже решил перейти в ислам. И в сентябре 1916 года Иясу V свергли. Императрицей — «царицей царей» — объявили 40-летнюю Заудиту, а регентом, то есть фактическим правителем, — 24-летнего Тэфэри Мэконнына. Заудиту получила корону, но возможность управлять страной была призрачной. За это право еще следовало по-бороться.
Реформа на века
Эфиопская знать, посадившая Заудиту на трон, заняла двойственную позицию. Она продолжила историческую традицию, короновав представительницу Соломоновой династии, но, вместе с тем, урезала царские полномочия да призрачной формальности: императрица оказалась во власти регента, человека властного, хитрого и коварного.
При дворе тут же образовались две партии: одни, так называемые младоэфиопы, поддерживали регента, другие — староэфиопы — следовали курсом императрицы. На первый взгляд, Заудиту поддерживала традиционные ценности: церковь, старые порядки, экономическую стабильность, тогда как младоэфиопы на каждом углу требовали экономических реформ, расширения торговли, сближения с Италией и Германией. Но, между тем, программа реформ, намеченная младоэфиопами, не затрагивала феодальных порядков — главной проблемы страны.
Она основывалась на принципе сохранения прежнего государства и постепенного приспособления государственной организации к потребностям буржуазии, предусматривая постепенное преодоление раздробленности и централизацию государственной власти. Заудиту же волновало другое. Хотя торговля рабами была запрещена указом Менелика II еще в 1875 году, рабовладение оставалось по-прежнему узаконенным институтом. Поэтому 15 сентября 1923 года она издала указ:
«Лев, победитель племени Иуды, царица Эфиопии Заудиту, дочь царя Менелика II, избранника божьего, и наследник престола рас Тэфэри… Управители провинций, которые допустят, чтобы люди, находящиеся в их ведении, уводились из своей собственной страны и обращались в рабство, — подлежат штрафу в 1000 талеров с человека… Тех людей, которые окажутся за пределами своей страны вследствие рабства, нужно снабдить освободительным свидетельством, которое даст им возможность вернуться на родину».
31 марта 1924 года вышел новый указ, детально определявший всю процедуру освобождения рабов. Пожалуй, это была единственная удачная реформа Заудиту. Но она была реальной и крайне необходимой, почти как отмена крепостничества в России в 1861 году. А это стоит всех экономических и прочих радикальных «сотрясений воздуха». Сторонников Заудиту оскорблял половинчатый характер ее власти, и они дважды предпринимали восстание против младоэфиопов. Однако рас Тэфэри и его сторонники усмиряли мятежи.
Во время мятежа 1930 года муж Заудиту рас Гугса Уолле был убит Весть о его смерти по-трясла императрицу, и спустя два дня после полученного известия она умерла. Официальной причиной смерти были названы эпидемия гриппа и последствия диабета. Но есть и другая версия: Заудиту не смогла пережить смерть мужа и покончила жизнь самоубийством. Рас Тэфэри стал императором Эфиопии, короновавшись как Хайле Селассие I.
Главной его задачей после восхождения на трон стала разработка новой конституции, где Эфиопия ради единства страны была объявлена абсолютной монархией. Политологи называли установленный им режим «просвещенным деспотизмом». Император был одним из самых богатых людей мира. Ему принадлежали золотые прииски Эфиопии, железные дороги в Индии, контрольные пакеты акций в промышленных компан-ях Швейцарии и Англии, фабрики и заводы в Бразилии.
Миллиарды долларов шли на личные счета императора в банках Швейцарии. Хайле Селассие I находился во власти до 1975 года. Он так всем надоел, что военные во время переворота его попросту задушили. Так что Заудиту, что бы ни говорили, ушла красиво. На вершине власти, не успев ни кому надоесть. А вот тот, кто ей наследовал, стоял у народа Эфиопии, как кость в горле. Поэтому в Эфиопии о Заудиту до сих пор говорят только хорошее. Ведь женщине быть царицей — очень непросто! И даже если у тебя в предшественницах царица Савская, это всегда похоже на хождение по краю бездны.
Дмитрий КУПРИЯНОВ
https://zagadki-istorii.ru