Хунзакуты — народ долгожителей

Автор: Maks Авг 4, 2021

Согласно статистическим данным, представители этого малого народа — всего хунзакутов около двадцати тысяч — практически не болеют и живут в среднем до 120 лет.

Российская миссия

Родина хунзакутов — в подконтрольном Пакистану штате Джамму и Кашмир, на берегу реки Хунзы, в ста километрах от самого северного города Индии — Гилгита.

Дорога из России в этот благословенный край занимает много часов, но давнее желание познакомиться с племенем долгожителей затушевало все трудности и невзгоды путешествия.

Из справочной литературы автор статьи узнал, что на протяжении многих веков хунзакуты контролировали дороги и тропы, пролегавшие через горные ущелья, и облагали пошлиной проходившие по ним караваны.

Хунзакуты с гордостью называют себя горцами, что вполне соответствует реальности — ведь неподалеку от мест их обитания находятся пять пиков-восьмитысячников из четырнадцати, имеющихся на планете, и в частности — вторая по высоте после Эвереста гора Чогори (8611 метров над уровнем океана).

Привлекает сюда экстремалов-альпинистов и вершина Нанга-Прабат (8126 метров), которую не зря называют «горой-убийцей»: на ее склонах погибло рекордное число (более тысячи) восходителей.

Местный гид Шараф рассказал нам, что в 1888 году к тогдашнему правителю княжества Хунза — Сафдару Али — прибыл с миссией русский офицер Бронислав Громбчевский.

— Жизнь — это цепь, а мелочи в ней — звенья! — любил повторять он, а маленькое княжество Хунза считал важным звеном в установлении российского влияния на Востоке.

Сопровождали российского посланника шестеро могучих казаков, которые своей статью произвели большое впечатление на аборигенок. Кстати, одному из них так понравились здешние порядки, что он женился на очаровательной местной девушке, завел хозяйство и стал уважаемым членом общества. Супруга подарила казаку полдюжины здоровых и красивых детей. Одного из них Шараф с гордостью называет «своим российским предком».

Что касается исторических коллизий, то в конце XIX века две мощные империи — Россия и Британия — стремились распространить свое влияние на далекие земли. Очень их привлекала и «макушка Индии» (так тогда называли Хунзу). В ход шли разные методы, включая политические, экономические, дипломатические и военные.

Дверь в Индию

Правитель Хунзы Сафдар Али отнесся к Брониславу Громбчевскому и сопровождавшим его казакам с восточным гостеприимством и вскоре вступил в переписку с царским двором. Опасаясь прихода наглых и алчных британцев, он предложил разместить здесь российский военный гарнизон.

Расторопные русские купцы начали завозить в Хунзу товары и оружие, а заодно регулярно одаривали богатыми подношениями Сафдара Али.

Тому понравилось такое внимание, и летом 1891 года он в официальном письме на имя российского самодержца вообще попросил принять Хунзу в состав России.

Потянулись месяцы в ожидании ответа.

Тем временем настораживающая весть о послании Сафдара Али дошла до Калькутты, а затем и до Лондона. Там приняли решение спешно направить в Хунзу отряд горных стрелков, возглавляемых капитаном Фрэнсисом Янгхазбендом. «Русских допустить в этот регион нельзя ни при каких обстоятельствах!» — решили в Лондоне.

1 декабря 1891 года британцы начали наступление на Хунзу и довольно легко сломили сопротивление местных ополченцев.

Предчувствуя неминуемую гибель от рук жестоких британцев, Сафдар Али бежал в китайский Синьцзян, а Фрэнсис сообщил в Лондон: «Дверь в Индию для русского царя захлопнута! Влияние британской короны над Хунзой восстановлено. Отныне ею будет править верный королеве человек!»

Громбчевскому пришлось свою миссию свернуть и отбыть на родину.

Так неудачно завершилась попытка правителя хунзакутов пожить под сенью российского флага.

Однако с тех пор аборигены сохранили хорошее отношение к России, а некоторые из них до сих пор сожалеют, что не стали частью могучей страны.

Во времена СССР кремлевские руководители предпочитали не вспоминать о Хунзе. Дело в том, что в XX веке она, наряду с некоторыми другими долинами Гималаев, оказалась на территории, за которую много лет ведут яростный спор Индия и Пакистан. Вот и старались власти СССР дистанцироваться от конфликта. После распада Британской империи в 1947 году ее бывшая колония Индия разделилась на два доминиона — Индию и Пакистан, а Хунза оказалась на территории мусульманского Пакистана.

Только с падением в 1990-е годы железного занавеса сюда стали наведываться и российские туристы.

Абрикосовый рай

ХунзакутыВ изучении быта и нравов хунзакутов видную роль сыграл британский военный врач Мак-Каррисон. В начале XX века он лечил в этом регионе различные племена, но ни разу среди его пациентов не оказывались хунзакуты.

В то же время соседние народности косили недуги, хорошо знакомые европейцам: рак, туберкулез, тиф, диабет, сифилис, дизентерия, базедова болезнь, болезнь Альцгеймера.

Даже чудовищные эпидемии холеры и чумы, сотрясавшие планету, не затрагивали хунзакутов, а онкологические болезни просто обходили их стороной.

В дальнейшем эти края посещали различные исследовательские экспедиции. Они пытались вывести формулу здоровья и долголетия экзотического народа и пришли к выводу, что основная причина кроется в питании хунзакутов.

Основу их рациона составляют пшеничные лепешки из цельной муки (без добавления дрожжей), орехи, сушеные абрикосы, чистейшая родниковая вода. По мере созревания овощей и фруктов меню расширяется за счет свеклы, моркови, картофеля, кабачков, яблок, груш, апельсинов.

Туристов поражает отсутствие среди хунзакутов толстых людей. Все они (и даже — возрастные) находятся в отличной спортивной форме, позволяющей им при необходимости легко преодолевать многие десятки километров по сильно пересеченной местности.

Именно такой — фруктово-овощной диеты — придерживались многие поколения хунзакутов, среди которых часто встречались индивидуумы, в добром здравии и ясном уме доживавшие до 150 лет.

Легенды о таких аксакалах хунзакуты передают от отца к сыну и от сына к внуку. Стоит отметить, что в большинстве своем хунзакуты не употребляют алкоголь и не курят, хотя для гостей держат сорокаградусную «огненную воду», приготовленную по старинному рецепту.

Совсем не случайно туристы, посетившие Хунзу, называют эту благодатную землю Абрикосовым раем. И действительно, абрикосы здесь — местный культовый продукт. В сезон сбора урожая в чистом воздухе прочно поселяется сладковатый фруктовый аромат. Возле каждого дома стоят корзины с плодами, подготовленными для сушки. Абрикосы здесь сочные, мясистые, тающие во рту. Если бы местные правители вздумали зарегистрировать официальный герб Хунзы, то доминирующим в нем, несомненно, стало бы абрикосовое дерево.

Танец с мечами

Хунзакуты бережно хранят свои легенды. По одной из них, карликовое государство Хунза основала группа воинов, отбившихся от армии Александра Македонского во время его знаменитого Индийского похода. Профессиональные воины установили тут строгую военную дисциплину. Под их чутким и беспрекословным руководством аборигены научились виртуозно владеть мечами и пиками.

Не случайно на местных празднествах гвоздем программы считается «Танец с мечами». Два воина выходят в круг и под ритмичный бой барабанов начинают поединок. Они то сходятся в жестокой рубке, и тогда искры от звонких мечей летят во все стороны, то расходятся и начинают искать момент для решающего броска. Кажется, что еще немного — и прольется кровь, а один из воинов будет повержен.

Но по мере продолжения спектакля наблюдательный турист понимает, что этот вроде бы импровизированный бой — на самом деле хорошо отрепетированная и артистически исполнявшаяся тысячи раз имитация.

Самобытность хунзакутов проявляется и в их уникальном языке. Они называют его «бурушасхи», хотя почти все говорят на урду и английском.

Хунзакуты исповедуют ислам, но особого — исмаилитского толка, одного из самых мистических и таинственных в религии. Поэтому в Хунзе нельзя услышать привычных заунывных призывов муэдзина на молитву, несущихся с минаретов.

Хунзакуты считают, что молитва — дело интимное. Когда считаешь нужным обратиться к Всевышнему, тогда и молись!

Волшебный сувенир

В последние годы туризм стал существенно пополнять местный бюджет, ибо все большее количество иностранцев устремляются в эти края, чтобы приобщиться к загадочному и притягательному миру хунзакутов-долгожителей.

Не обходится и без нуворишей, которые слетаются сюда со всего мира в надежде продлить свой земной срок. Их сопровождают медики, психологи, диетологи, в задачу которых входит перевод своих сюзеренов с привычного меню с обилием мяса, рыбы, икры, фуагры и алкоголя на скромный рацион хунзакутов.

Переход этот дается толстосумам нелегко, но чего не сделаешь ради желанного долголетия.

Коллега по нашей туристической группе — столичный бизнесмен — признался: — Среди хунзакутов я чувствую себя удивительно легко и беззаботно! Все проблемы мегаполиса с его плохой экологией, необходимостью делать деньги и гнаться за призрачным благосостоянием — все стирается местным колоритом, как пыль с лакированной поверхности. Ощущаю полное единение с природой. Купил бы здесь домик и провел остаток жизни среди хунзакутов…

Облюбовали этот край и хиппи со всего мира. «Детей цветов» привлекают сюда атмосфера любви, покоя, доброжелательности и особая мистическая аура Хунзы…

Мы покидали родину долгожителей, нагруженные сувенирами, изготовленными местными мастерами. Продавец четок доверительно сообщил мне:

— Перебирай их почаще, и все твои желания сбудутся!

Владимир БАРСОВ

Загадки истории » Праздники, нравы и традиции » Хунзакуты — народ долгожителей

, , ,   Рубрика: Праздники, нравы и традиции 117 раз просмотрели

Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒



Best-Hoster.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:34. Время генерации:0,693 сек. Потребление памяти:11.01 mb