Искусство дегенератов
Не состоявшись как художник, Адольф Гитлер тем не менее считал себя тонким знатоком искусства. Придя к власти, фюрер подверг травле и репрессиям тех художников, чьи произведения не соответствовали его вкусам.
В 1937 году в Мюнхене нацисты организовали выставку «Дегенеративное искусство» (Entartete Kunst), которая должна была показать немецкому народу убожество авангарда. Парадоксальным образом по посещаемости она стала самой популярной в истории XX века выставкой современной живописи и скульптуры.
Национал-социализм в живописи
Сохранившиеся художественные работы Адольфа Гитлера в основном представляют собой реалистичные, но безжизненные городские пейзажи и зарисовки шедевров архитектуры. Однако фюрер понимал, что без людей на картинах все-таки не обойтись. Созданное в Третьем рейхе «арийское искусство» по формальным признакам очень близко к советскому социалистическому реализму — правда, с уклоном в сторону «нордической» и языческой эстетики. Художники-нацисты изображали на картинах работающих крестьян, марширующих штурмовиков и девушек-спортсменок. Одним из главных персонажей немецкой живописи того периода стал сам Адольф Гитлер.
Все это шло вразрез с «магистральными» направлениями западноевропейского искусства межвоенной эпохи — модернизмом и авангардизмом разных оттенков. Гитлер возненавидел новые веяния еще в период поступления в Венскую академию, куда его дважды не приняли. По мнению фюрера, авангардное искусство навязывалось немецкому народу злокозненными силами. «Извращение» форм, цветов и сюжетов якобы вело к «вырождению нации». Гитлер не верил, что авангардисты разрушают традиционные ценности ради самого разрушения — он видел в их работах «культурбольшевизм» и «еврейское засилье». Художникам-немцам, чьи картины не укладывались в эстетический идеал нацизма, приходилось документально доказывать свое «арийское происхождение». На это, например, в 1935 году жаловался Лионель Фейнингер, известный живописец, испытавший влияние кубизма и экспрессионизма. Однако примечательно, что, говоря о «дегенеративном искусстве», Гитлер сам повторял эстетические тезисы еврейского писателя Макса Нордау, соучредителя Всемирной сионистской организации.
Наиболее ясно свои анти-модернистские воззрения фюрер высказал в речи по случаю открытия «Дома немецкого искусства» в Мюнхене в 1937 году. В числе направлений, «не представляющих ни малейшей ценности для немецкого народа», он назвал импрессионизм, кубизм, дадаизм, футуризм и экспрессионизм.
«Ярчайший символ варварства»
Выставка «дегенеративного искусства» открылась 19 июля 1937 года в мюнхенском парке Хофгартен — на следующий день после выступления Гитлера. Историк Игорь Голомшток в книге «Тоталитарное искусство» называет эту экспозицию «ярчайшим символом варварства и озверения нацизма в его отношении к культуре».
Цель выставки заключалась в том, чтобы наглядно показать публике, о чем говорил Гитлер. Посетители должны были увидеть «деформированных калек и кретинов, женщин, которые не вызывают никаких чувств, кроме отвращения, человеческие существа, более похожие на животных, чем на людей, и детей, которые, если бы выглядели так, что Боже избави нас от них».
Члены специальной комиссии во главе с Адольфом Циглером (президентом Имперской палаты изобразительных искусств) отобрали работы 112 мастеров, изъятые из 32 музеев. 650 экспонатов были объединены в девять основных групп.
Работы художников первой группы (Отто Дикс, Оскар Шлеммер, Эрнст Людвиг Кирхнер), с точки зрения нацистов, служили иллюстрацией «прогрессивного разрушения форм и цвета».
Во вторую группу вошли работы, уличенные в «бесстыдном издевательстве над религиозными представлениями». Центральное место занимал полиптих экспрессиониста Эмиля Нольде «Житие Христа» в девяти частях.
В группе №3 зрители могли увидеть Картины экспрессионистов, «художественная анархия» которых трактовалась гитлеровцами как способ разжечь «анархию политическую».
В четвертую группу попали сатирические работы Отто Дикса и Георга Гросса, высмеивающие солдат и офицеров немецкой армии.
Картины пятой группы показывали реальность «в виде огромного публичного дома» и «восхваляли проституцию».
«Вина» художников шестой и седьмой групп состояла в том, что они якобы заимствовали сюжеты и приемы негритянского искусства. Это, по мнению «искусствоведов» из НСДАП, «подрывало расовое сознание» немецкой публики.
Восьмую группу устроители охарактеризовали просто как пример «еврейского мусора», зато в группе №9 перед посетителями выставки представали плоды «высшей степени дегенерации» — полотна абстракционистов и конструктивистов.
«…В девятой объединены совершенно несуразные произведения, за которые меж тем платятся немалые суммы (полотна кубофутуристов, картина «Merz» Курта Швиттерса и абстрактные полотна Оскара Шлеммера, одного из членов Баухауса)», — отмечал французский философ Филипп Сере в книге «Тоталитаризм и авангард».
На выставке зрители могли также увидеть фотографии реальных психически больных людей, которых сравнивали с персонажами картин. Чтобы подчеркнуть «дармоедство» художников, под многими полотнами висели таблички: «Оплачено из налоговых грошей рабочего люда». Видя, по какой цене государственные музеи покупают «мазню» абстракционистов, многие немцы приходили к тем же выводам, что и нацисты.
Плоды антирекламы
По задумке устроителей выставки, посещать ее следовало, по-видимому, со столь же высокомерным видом, как у рейхсминистра пропаганды Йозефа Геббельса. Однако немецкая публика скорее отнеслась к выставке как к чему-то вроде «цирка уродов» от мира искусства. Провинциальные бюргеры, прежде не особо интересовавшиеся живописью, валом хлынули посмотреть на «разрекламированные» пропагандой «порождения безумия, дегенерации и импотенции».
По иронии судьбы, посещаемость Entartete Kunst в разы превышала показатели выставки «образцовых» немецких произведений искусства. Хотя к созерцанию «дегенеративного искусства» не допускались дети и беременные женщины, в среднем выставку посещали 20 тысяч человек в день. За три с половиной месяца экспозиция побывала во многих городах Германии, а в общей сложности до апреля 1941 года ее увидели около 3 миллионов человек.
Продолжением политики нацизма в области искусства стала массовая конфискация картин из музеев. Она проходила с 1938 года при участии Циглеру а также личного фотографа Гитлера Генриха Гофмана. В соответствии с «Законом о дегенеративных произведениях искусства» государство изъяло 16 тысяч работ, включая полотна Пикассо, Сезанна и Ван Гога. Правда, как и в случае с выставкой, ненависть к художникам-«дегенератам» не мешала нацистам зарабатывать на них деньги, продавая авангардистские полотна за границу. Только в США к 1945 году оказались произведения искусства на общую сумму 2,5 миллиарда долларов. Валютные поступления шли на нужды вермахта. Вместе с тем около 5 тысяч работ было уничтожено.
Судьба художников, страдавших, по словам Гитлера, «дефектами зрения», сложилась по-разному. Георг Гросс, на момент прихода нацистов к власти проживавший в Америке, решил не возвращаться на родину. Эмигрировали также Лионель Фейнингер и Курт Швиттерс Эрнст Людвиг Кирхнер покончил с собой в 1938 году. Эмиль Нольде вступил в нацистскую партию и стал писать антисемитские картины, но в 1941 году ему запретили работать. Тайком вынужден был творить уехавший в деревню Отто Дикс. Оскар Шлеммер стал ремесленником в Штутгарте. А еврей Отто Фрейндлих, фотография скульптуры которого попала на обложку каталога выставки, погиб в 1943 году в концлагере Майданек.
Официальное отношение немецкого государства к искусству стало меняться сразу же после катастрофических поражений на Восточном фронте.
«Есть свидетельства, что на выставках во время войны начали появляться работы запрещенных Нольде, Шмидта-Роттлуфа, Пехштейна», ~ отмечает Голомшток.
В декабре 1943 года немецкие деятели искусства официально поздравили с 80-летием одного из «дегенератов» — Эдварда Мунка. Но окончательная «реабилитация» авангарда в Германии произошла уже после денацификации.
Тимур САГДИЕВ
Предыдущая⇐ ⇐В ожидании принца⇐ ⇐
Следущая⇒ ⇒На танках к победе⇒ ⇒
https://zagadki-istorii.ru