Спасительный ботЕсть на небольшом кладбище в графстве Кент скромная могила, в которой, как гласит надпись, похоронен некто Лионель Лакин, скончавшийся на 92-м году жизни. Там лежит не только один из долгожителей Великобритании, но и знаменитый изобретатель, чье детище спасло множество жизней... Причина того, что могилу до сих пор не забыли, становится понятной, если прочитать эпитафию на надгробной плите. А гласит она следующее: «Это Лионель Лакин первым построил спасательный бот и разработал принцип, который позволил спасти многие жизни и имущество во время кораблекрушений». Неугомонный каретникНесмотря на то что герой нашего повествования, родившийся в 1742 году, был внуком знаменитого адмирала Лэйна, к морским делам он относился равнодушно. Воспитанный на ферме в графстве Эссекс, после окончания школы юноша стал учеником каретника и, хорошо освоив профессию, открыл на деньги богатого отца мастерскую при станции дилижансов в пригороде Лондона. Дела шли успешно, и очень скоро Лионель стал главой «Йоркширской компании по изготовлению карет и сбруй». А путевку в высший свет ему дал сам принц-регент, любитель шорного дела. Впрочем, светские рауты мало интересовали Лакина, его больше привлекала работа в своей мастерской по созданию оригинальных и полезных изделий. Так на свет появились плот-лестница для спасения людей, провалившихся под лед, механическая кровать для лежачих больных, дождемер, вентилятор для проветривания трюмов судов. Причем некоторые из его изобретений были отмечены медалями и дипломами Королевского научного общества. И вот как-то раз он стал свидетелем крушения корабля во время шторма. Сжав от бессилия кулаки, Лионель наблюдал, как спущенные на воду шлюпки вместе с людьми переворачивались волнами. И тогда он решил построить непотопляемый бот. В качестве исходного образца он взял норвежский рыбацкий ял. С внешней стороны бортов он укрепил брусья в виде труб из кожи, набитых крошеной пробкой, под скамейками установил ящики, которые тоже наполнил пробкой, а деревянный киль обил кованым железом. Испытания показали - ял, даже залитый водой, сохранял остойчивость. Лакин получил патент на спасательный бот, но, к сожалению, даже протекция принца-регента не помогла. Чиновники Адмиралтейства почему-то отказались принять изобретение для флота, и о нем забыли. Шлюпки-«неваляшки»Единственным, кто заинтересовался ботом, был некто Шарп, архиепископ из графства Нортумберленд, у побережья которого часто терпели крушения суда. Он-то и приобрел на деньги из фонда добровольных пожертвований опытный экземпляр, после чего на берегах Туманного Альбиона появилось первое спасательное судно. Впрочем, бюрократам из Адмиралтейства к проблеме непотопляемых ботов пришлось вернуться уже осенью 1789 года, когда в устье реки Тайн на глазах многих очевидцев потерпел крушение фрегат Adventure. Увы, переворачиваемые волнами шлюпки средствами для спасения людей опять не стали. И тогда был объявлен конкурс на создание непотопляемого бота - почему-то устроители забыли об изобретении Лакина. А тот, видимо, обидевшись, мероприятие проигнорировал. В результате на суд жюри были представлены два проекта: мастера-лодочника Генри Гретхеда и священника Вильяма Вудхейва. Первый предложил вельбот, который мог двигаться как вперед, так и назад. А вот второй изобретатель пошел по другому пути. Он использовал в качестве основы судна деревянный ковш, который использовали для питья в деревне. Брошенный в кадку с водой, он не тонул и не переворачивался. Причем бот Вудхейва тоже имел ящики с пробкой под скамейками и обитый железом киль. После усовершенствования изобретения в компании с Гретхедом священник-корабел организовал серийный выпуск бота, получившего название «Оригинал», до тех пор, пока в 1851 году Национальным обществом для спасения человеческих жизней при кораблекрушениях не был объявлен новый конкурс на создание более совершенного спасательного маломерного судна. На этот раз победителем оказался мастер по шлюпкам Джеймс Бичинг. По своему внешнему виду его судно представляло собой обычный вельбот, но он имел проложенный вдоль бортов пробковый пояс диаметром 15 сантиметров. Кроме того, в носу и корме были сделаны «воздушные ящики» высотой около полуметра, а на днище бота имелась балластная цистерна, разделенная на отсеки. Вода из нее уходила через систему трубок с самозакрывающимися клапанами в днище борта. Восстановление в исходное положение при опрокидывании обеспечивалось за счет высоко расположенных воздушных ящиков и тяжелого кованого киля. Перевернутый бот принимал исходное положение уже через 5 секунд, а вода вытекала через минуту. Общая масса бота с 12 веслами, двумя мачтами и парусной оснасткой составляла 3,5 тонны, а на борт мог принять 70 человек. Несмотря на то что впоследствии появились новые модели спасательных судов, при их проектировании «принципом непотопляемости по Бичингу» пользовались еще на протяжении более полувека. Сергей УРАНОВ Главные рубрики сайта "Загадки истории"
|