История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.





Пушка, продлевающая жизнь

Как часто бывало в старину: корабль терпит крушение на рифах, люди на палубе мечутся в панике, но из-за крена спустить шлюпки в штормовые воды невозможно. А с палуб подошедших на помощь судов офицеры и матросы с бессильным гневом наблюдают за трагедией, не в силах помочь несчастным...

Если верить историкам, первым, кто придумал простейшее средство для спасения людей из воды в 60-х годах XVIII века, был англичанин, профессиональный моряк Джон Уинн из Ярмута. Поразмыслив, он к одному из концов двухфутовой деревянной палки прикрепил свинцовый набалдашник, а к другому-линь, в свою очередь привязанный к скобе деревянного плота. Брошенная «соломинка», попав в воду, превращалась в поплавок, достигнув которого, жертвы катастрофы могли подтянуть к себе плот и взобраться на него. Но хотя броски осуществляли самые сильные матросы, преодолеть расстояние более чем в 40 метров мало кому удавалось.

Соломинка для утопающего

Джордж Мэнби

Подобным образом в 1770 году удалось спасти экипаж брига «Флор Фэкгор», разбившегося на камнях неподалеку от Ярмута, когда люди не могли добраться до берега из-за бурунов. За это примитивное приспособление Общество иезуитов наградило Уинна серебряной медалью.

А спустя 20 лет в то же Общество обратился сержант-артиллерист Бэлл, который предложил подавать линь с потерпевшего крушения судна на берег с помощью ядра, выстреливаемого из пушки. Так стало возможным увеличить расстояние до 400 ярдов, изобретатель получил от общества денежную премию и был награжден Обществом поощрения искусства золотой медалью. А в феврале 1807 года трехтысячная толпа горожан, собравшаяся на набережной Ярмута, в молчаливой скорби наблюдала, как всего в 100 метрах от берега волны перемалывали севший на камни бриг «Снайп», не давая шансов на спасение 214 членам экипажа. В числе зевак был и капитан артиллерии Джордж Вильям Мэнби. Сейчас трудно сказать, знаком ли был офицер с изобретением сержанта Бэлла, но, так или иначе, он начал работу над вариантом своей пушки. Надо сказать, проектирование конструкции не заняло много времени, поскольку сыну командира Шотландского артиллерийского полка и другу адмирала Горацио Нельсона была оказана всесторонняя поддержка.

Линемет Мэнби

И вот на суд авторитетного комитета палаты общин Британского парламента была представлена портативная мортира, стреляющая ядрами на 150 метров, которую в разобранном состоянии можно было перевозить на лошади в переметных сумах. Комиссия изобретение одобрила, и уже в 1808 году с помощью линемета Мэнби удалось спасти экипаж тонущей бригантины «Элизабет». После опубликования официального отчета изобретатель выпустил брошюру под названием «Описание аппарата и способов его использования для спасания людей при кораблекрушениях». Пушку взяло на вооружение Адмиралтейство, и к 1824 году она была размещена на 45 спасательных станциях. За спасение утопающих (более 1000 человек только за первый год) Мэнби получил награду в 2 тысячи золотых фунтов от правительства, а впоследствии - 5 золотых медалей от европейских монархов.

Но и после смерти изобретателя, последовавшей в 1854 году, другие продолжали совершенствовать линемет. Таким энтузиастом оказался, например, начальник спасательной службы Северо-Американских Штатов Сэмнер Кимбелл, по рапорту которого в его распоряжение откомандировали молодого офицера-артиллериста Дэвида Лайла.

Тот для начала укоротил ствол и пропилил в ядре паз, чтобы можно было опускать в ствол ядро с уже прикрепленным линем. Эта модель оказалась неудачной, поскольку укороченный ствол снижал точность стрельбы, а при выстреле линь запутывался. Тогда Лайл заменил ядро продолговатым снарядом, на конце которого имелось кольцо для крепления линя. Вылетая из ствола, снаряд делал полоборота и продолжал движение другим концом вперед, увлекая зэ собой линь. На одном из сталелитейных заводов США в 1879 году была отлита пушка, которая получила название «линемет Лайла», и с тех пор она использовалась американскими спасателями до середины 50-х годов прошлого столетия.

Справедливости ради стоит отметить, что в том же 1808 году англичанин Генри Тренгоуз изобрел способ доставки линя с помощью пороховой ракеты из картона. Она вставлялась в трубку с продольной щелью, которая затвором крепилась к стволу мушкета. При выстреле ракета загоралась и летела, увлекая за собой прикрепленный к ее хвосту линь. И этот линемет был впервые использован во время кораблекрушения в 1832 году близ Бембриджа.

Леонид ЛУЖКОВ





Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:
На Главную сайта "Загадки истории"

Главные рубрики сайта "Загадки истории"


Предыдущая     Гениальные изобретения     Следущая