История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.





Звезда и смерть Веры Холодной

Трудно поверить, что вся ее кинематографическая карьера длилась около пяти лет. Вера Холодная была и остается самой известной актрисой российского немого кино. Правда, биографы до сих пор не могут точно ответить, сколько именно фильмов с ее участием вышло на экраны - то ли 40, то ли 50, то ли вообще 80 кинокартин. Ее яркая насыщенная жизнь оборвалась в 25-летнем возрасте, а споры о причинах гибели Веры Холодной продолжаются уже почти целый век.

По предложению Вертинского

Будущая кинозвезда Вера Левченко родилась в 1893 году в Полтаве, чуть позже ее семья переехала в Москву. Во время учебы в гимназии девочка увлекалась пением и игрой на фортепьяно, а также принимала активное участие в любительских спектаклях. В 1910 году на выпускном балу она познакомилась с юристом Владимиром Холодным, вышла за него замуж и родила дочь Евгению. Роды были очень тяжелыми, и врачи предупредили, что следующая беременность может стоить Вере жизни. Но супруги хотели, чтобы в семье был еще хотя бы один ребенок. И когда Жене исполнился год, семья удочерила девочку Нонну.

Своим появлением в кино Вера обязана знаменитому артисту Александру Вертинскому, который дружил с семьей Холодных. Когда началась Первая мировая война, Владимира призвали на фронт, а будущая актриса с дочерьми остались без денег. Вертинский предложил для заработка сняться в кино - и привез Веру в киномастерскую «Тиман и Рейнгард», где иногда работал сам. Режиссер Владимир Гардин дал Вере небольшую роль кормилицы в фильме «Анна Каренина». Но других предложений от него не последовало.

Зато на юную актрису обратил внимание совладелец мастерской Пауль Тиман. Он не стал ссориться со своим режиссером, но вручил Вере Холодной рекомендательное письмо для ателье Ханжонкова, где Евгению Бауэру срочно требовалась актриса на главную роль в фильме «Песнь торжествующей любви» по повести Ивана Тургенева.

От дебютантки до королевы экрана

Бауэр снял Веру и в «Песни торжествующей любви», и в следующих фильмах, а владелец кинофабрики Хаджонков заключил с ней трехлетний контракт.

Об актрисе Холодной заговорила вся Россия. Фильмы с ее участием зрители посещали по многу раз. В Харькове толпа, чтобы проникнуть в кинотеатр, выбила окна и двери, устроителям просмотра для наведения порядка пришлось вызывать отряд конных драгун.

Портреты актрисы печатались на открытках и в популярных журналах. При этом всегда отмечалось, что она сама придумывает модели платьев и подбирает ткани.

За первый год своей кинокарьеры Вера Холодная снялась в 13 фильмах. Критики упрекают их в излишней «декоративности», поскольку режиссер Евгений Бауэр до прихода в кино работал профессиональным декоратором и в фильмах ставил задачу создать максимально красивую картинку, где актеры были дополнением к интерьеру. Но массовая любовь зрителей показала, что Вера Холодная обладала настоящим актерским талантом.

А после выхода фильма «Жизнь за жизнь» актрису стали называть королевой экрана. По признанию Александра Вертинского, первым это выражение употребил именно он. Певец не скрывал своей любви к актрисе и посвятил ей свои знаменитые песни «Маленький креольчик» и «Ваши пальцы пахнут ладаном».

Концерт на морозе

В апреле 1918 года, в разгар Гражданской войны, Вера Холодная в составе киногруппы приехала из Москвы в Одессу для съемок сразу нескольких фильмов. Там же она выступала с эстрадными номерами, на некоторых концертах ее партнером был Леонид Утесов.

В Одессе Вера находилась вместе с матерью, сестрой Соней и старшей дочерью Женей. Муж Владимир Холодный с младшей дочерью Нонной остались в Москве.

Роскошный гостиничный номер, где проживали актриса и ее близкие, не отапливался, температура в нем была почти такой же, как на улице.

8 февраля 1919 года Вера Холодная выступала на концерте в поддержку профсоюза театральных художников Одессы. Зал также не отапливался, зрители сидели в пальто и шубах, а артистам пришлось выходить в легких костюмах и открытых платьях. После концерта Вере Холодной стало плохо, врачи поставили диагноз испанка (характерный для того времени грипп, отличающийся очень высокой смертностью) на фоне воспаления легких. Больную из гостиницы перевезли в теплый частный дом.

Через восемь дней актриса скончалась. Согласно врачебному заключению - от отека легких после гриппа.

Но многочисленные поклонники актрисы не верили официальной версии ее смерти. Из уст в уста передавались зловещие слухи: Веру Холодную убил влюбленный в нее французский консул Эмиль Энно, приславший актрисе букет отравленных белых лилий; ее расстреляли красные за шпионаж в пользу белых; ее задушил молодой генерал Алексей Гришин-Алмазов, которому приписывали любовные отношения с кинозвездой; она стала жертвой деникинской контрразведки за сотрудничество с большевиками...

Главным аргументом противников официальной версии гибели актрисы был тот факт, что вскрытие тела не проводилось, вместо этого врачи сразу сделали бальзамирование. Кроме того, вспышка испанского гриппа в Одессе уже прошла - последняя смерть от него зарегистрирована в октябре 1918 года.

Отчего же могла скончаться Вера Холодная?

В русле социалистического реализма

В советское время к этому вопросу обращались некоторые писатели - в основном с целью использовать образ великой актрисы для увеличения собственной популярности. Их творения вряд ли можно назвать исторически достоверными. Юрий Смолич в вышедшем в 1940-х годах романе «Рассвет над морем», связав две известные версии, писал, что Вера Холодная была любовницей одновременно и белогвардейского генерала, и французского консула, передавая каждому шпионские сведения, добытые у другого. В результате за двойную игру ее умертвили ядом кураре.

В начале 1960-х годов во многих музыкальных театрах страны (в том числе и Одесском театре музкомедии) была поставлена оперетта «На рассвете», созданная композитором Оскаром Сандлером и поэтом Григорием Плоткиным. В ней приехавшая в Одессу Вера Холодная стала любовницей бандита Мишки Япончика. Известна любопытная деталь, характеризующая авторов подобных конъюнктурных произведений. После выхода оперетты знаменитый сценарист Алексей Каплер в «Литературной газете» резко осудил ее сюжет за недостоверный и негативный образ актрисы. И Плоткин прислал в газету письмо с признанием своих ошибок и предложением нового сюжета, где Вера Холодная любит революционера Григория Котовского и борется с белым движением. Одна ложь легко сменяла другую, главное - использовать популярное имя для привлечения публики.

Кино и французы

Что же могло произойти на самом деле? Известно, что актриса не скрывала своих симпатий к большевикам и помогала им. Писатель Валентин Катаев в книге «Записки о гражданской войне», вышедшей в 1920 году, пишет о некоей известной киноактрисе, которая по заданию большевиков должна была уговорить французского полковника не помогать Деникину. Фамилию актрисы Катаев не называет, но других известных женщин, снимавшихся в кино, в Одессе тогда не было.

Этой версии придерживается также историк и искусствовед Георгий Островский - в книге «Одесса, море, кино», изданной в 1989 году, он ссылается на обнаруженные в архивах КГБ донесения агента ЧК Георгия Лафара. Вместе с партнером Веры Холодной артистом Петром Инсаровым, также работавшим на большевиков, тот предложил актрисе повлиять на начальника штаба французских войск, чтобы прекратить захват ими юга России.

В донесении от 27 января 1919 года Лафар пишет о Вере Холодной: «Дама несколько инфантильна, но отзывчива и мила, по нашему мнению, обязательна».

В одесской газете «Вечерний час» от 12 сентября 1918 года есть заметка о том, что Вера Холодная на одном из представлений находилась в ложе с начальником штаба французских войск полковником Анри Фрейденбергом. То есть дружеские отношения между ними существовали. И в начале 1919 года французы действительно спешно эвакуировались из Одессы.

Историк Олег Капчинский полагает, что Вере Холодной удалось повлиять на Фрейденберга. Но белогвардейская контрразведка перехватила следующее донесение Лафара, в котором говорилось о деятельности актрисы, и буквально через несколько дней после этого она умерла. После ее гибели были арестованы и расстреляны многие агенты большевиков, включая и самого Георгия Лафара.

Георгий Островский также приводит сохранившееся в архиве краткое донесение деникинской разведки от 21 февраля 1919 года: «Уморили красную королеву».

Это также может говорить о том, что Вера Холодная умерла насильственной смертью - возможно, ей дали яд под видом лекарства.

Пропавшая могила

Несколько дней после смерти актрисы в одесских театрах были отменены спектакли и концерты. Ее отпевание проходило в Спасо-Преображенском соборе при огромном стечении народа. Забальзамированное тело поместили в часовне Первого христианского кладбища, чтобы в дальнейшем перевезти в Москву. Но Гражданская война не позволила сделать этого, а победившей советской власти было уже не до актрисы, чьи фильмы никак не воспевали революционное движение в России. Заниматься перезахоронением праха было опасно. Гроб с телом Веры Холодной находился в часовне до 1932 года, когда кладбище сровняли с землей и на его месте возник парк культуры и отдыха имени Ильича.

Могилы актрисы не сохранилось, как и многих фильмов, в которых она снималась, - кинопленка того времени была очень недолговечной. Но остались легенды об удивительно красивой и талантливой женщине, которую любили миллионы зрителей.

Виктор СВЕТЛАНИН





Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:
На Главную сайта "Загадки истории"

Главные рубрики сайта "Загадки истории"


Предыдущая     Женщина в истории     Следущая