История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.





Шифр жизни Фриды Кало

Имя Фриды Кало стало хорошо знакомым широкому кругу россиян после знаменитого фильма с участием Сальмы Хайек. А выставка ее работ в Музее Фаберже в Санкт-Петербурге стала настоящей сенсацией. В жизни этой самобытной художницы много неразгаданного - ее личность и полотна привлекают внимание миллионов любителей искусства. А историки культуры ищут в ее работах предсказания будущего человечества.

Трагичная судьба

Фрида Кало родилась в 1907 году в Койокане, неподалеку от Мехико. Она была дочерью мексиканки и немца, оставившего родину в поисках лучшей доли.

Судьба не баловала Фриду. В детстве она болела полиомиелитом, из-за чего начала хромать. В школе ее дразнили Деревянная Нога, но сильная духом девочка старалась не обращать внимания на насмешки и даже играла с ребятами в футбол.

В 1925 году Фрида попала в аварию и получила серьезную травму позвоночника. Проходя курс лечения, который длился целых два года, девушка оказалась прикованной к постели. И она начала рисовать. Ее привлекал портретный жанр, и юная художница стала создавать портреты своих подруг, а затем перешла и к автопортретам. Фрида говорила: «Я рисую себя, потому что знаю лучше всего именно себя». И действительно, собственная личность и судьба всегда были в центре творчества Фриды.

Родители поощряли увлечение дочери. Они заказали для нее удобный мольберт с наклоном и большим зеркалом, так что она могла писать автопортреты лежа. Живопись по-настоящему увлекла ее и со временем сделала всемирно известной.

Большой профессиональной подготовки у начинающей художницы не имелось, и часто фигуры получались непропорциональными. Цветовая гамма работ также была очень условной. Но зато Фрида обладала богатой фантазией. Рисуя автопортреты, она погружала саму себя в фантастический мир, полный трудных для разгадывания посторонними людьми образов. За каждым предметом всегда стоял целый ряд символов. Рождение и смерть, радость и страдание, земная и небесная жизнь — эти темы нашли отражение в необычных полотнах. Птицы и животные, здания и облака — образы души, сна, вечности…

Каскад знаменитостей

Фрида Кало

Фрида училась в «Препаратории» — одной из лучших национальных школ Мексики. Кало изучала медицину, и это впоследствии проявилось в ее работах. Анатомические мотивы часто встречаются в композициях на самые разные темы, но всегда приобретают трагическое звучание.

Кало много мучилась и страдала, но при этом судьба послала молодой художнице немало интересных встреч. Девушка была знакома со многими известными людьми своего времени, в том числе со Львом Троцким.

Именно знакомство с Троцким стало одной из причин, почему Фриду долго не упоминали в советских изданиях. Имя Троцкого было в СССР почти под запретом, а уж о его искусствоведческих взглядах не писали совсем. В период знакомства со Львом Давидовичем на полотнах Фриды стали появляться революционные образы. При этом в Советском Союзе много писали о трех мексиканских маэстро, создававших гигантские фрески: Ороско, Ривере и Сикейросе, а Фриду с ее камерными темами обходили молчанием.

Главным персонажем в жизни Фриды был выдающийся мексиканский художник Диего Ривера. Они поженились в 1929 году. Это было время, когда в Мексике бурлила политическая и интеллектуальная жизнь и возникали новые общества и кружки. Художники были очень политизированы и охотнее изображали народные массы, чем конкретных людей. Мода на революционное искусство была в самом разгаре.

В 1920-е годы в живопись Фриды стали проникать идеи троцкизма. Известно, что сам Троцкий был не только политиком, но и ценителем прекрасного. Переехав в Мексику, он пожелал жить в доме Фриды и Диего Риверы. Троцкий познакомился с Фридой и начал ухаживать за ней, причиняя душевные страдания своей жене. Но пожилой политик, быстро наскучил молодой хозяйке дома. Принято считать, что она была его последней любовью.

Идеи Троцкого о перманентной революции будоражили молодых художников. Они много говорили о том, что революция может перенестись в космос и планеты будут вращаться в соответствии с волей народных масс. В эту утопию верили тысячи людей, и троцкизм невольно подстегнул развитие космической темы в живописи. Синтез троцкизма и сюрреализма дал гремучую смесь особого стиля в живописной фантастике: толпы людей летели в космическую бесконечность, гигантские вихри обвивали планеты и астероиды, в атмосфере парили гигантские зародыши…

Фрида часто рисовала окружающий мир как своего рода модель Вселенной, где одновременно должны быть и люди, и птицы, и животные, а главное — множество разных символических предметов, о смысле которых постоянно дискутируют биографы художницы. Эти предметы не складывались в гармоничный мир, а наоборот, создавали впечатление случайного набора вещей. Возникала мысль, что Создатель разбросал их по Земле невидимой рукой. Это скорее модель хаоса, чем гармонии.

Известно, что работы Фриды видели такие знаменитые художники, как Сальвадор Дали и Василий Кандинский. Они дали полотнам высокую оценку. Великий Пикассо тоже знал творчество Фриды. Ее живописные полотна быстро стали частью мировой культуры.

Примитив или мифология

В СССР редко употребляли словосочетание «наивное искусство», так как был в ходу термин «примитивизм». Когда в 1960-е годы возникла мода на грузинского художника Николо Пиросмани, в журналах стали появляться статьи о том, что примитивисты есть во всем мире. Загадкой было то, что художники из разных стран, вне связи друг с другом, пользовались одинаковыми приемами живописи. Специалисты по аномальным явлениям сразу же увидели в этом признаки инопланетного происхождения искусства и управления им из космоса.

Ученые стали искать общие черты у примитивистов разных стран, но Фриду при этом упоминали редко. Между тем в ее работах очень много от наивного искусства. Историки искусства спорят о том, чего больше в творчестве Фриды: наивного искусства или сюрреализма. В большинстве случаев высказывается мнение, что в композициях художницы есть и то, и другое. От сюрреализма она взяла сочетание несоединимого: реальности и фантазии, повседневного быта людей и жизни животных. Пользуясь условной цветовой гаммой, она придавала своим композициям ощущение нереальной жизни.

Наивная вера в перманентную революцию и счастливое будущее всей планеты окрыляла художников Мексики, и смелые эксперименты Фриды были едва ли не самым ярким феноменом в искусстве того времени.

Мир снов и грез

В 1920-е годы был очень моден сюрреализм. Художники, побывавшие в Париже, пытались подражать Сальвадору Дали и Андре Бретону. Фрида рано узнала о том, что сюрреалисты любили изображать сны, находить живописный эквивалент для бреда, и это было ей близко. Но идеи сюрреализма в творчестве Кало были сплавлены с традициями мексиканского народного искусства и древнего искусства доколумбовой Америки. Так получился уникальный синтетический стиль, за который художницу любят во многих странах мира.

Сама Фрида, конструируя явно нереальный мир, не считала, что изображает сны или лабиринты подсознания. И поскольку ее реальная жизнь была настоящей трагедией, даже самые насыщенные цветом и светом картины тоже оставляли ощущение трагедии.

Принято считать, что Фрида придумала для себя какой-то таинственный код, которым зашифрованы смысл ее жизни и ее отношение к миру. Красный цвет в ее композициях почти всегда символизирует страдание и боль. Образ обезьянки напоминает зрителю о ребенке, которого Фриде не удалось родить. Ракушки символизируют женское естество. Из символов, рассыпанных по картинам художницы, можно было бы составить целый «словарь образов».

В 1935 году Фрида создала картину «Всего-то несколько царапин!», поводом для которой стала супружеская измена Риверы: он изменил Фриде с ее сестрой Кристиной. Это был шок для художницы, и она написала картину с изображением женщины, истекающей кровью. А композиция «Сломанная колонна» — страшное повествование о травме позвоночника, аллегория физической и душевной боли.

Изучение трудов Зигмунда Фрейда помогло Фриде понять глубины своего подсознания. На одной картине Фрида нарисовала оленя с человеческим лицом. И это лицо самой художницы. Полотно производит жутковатое впечатление.

Ореол всемирной славы

Фрида Кало ушла из жизни в 1954 году. Ей было всего 47 лет. Последние годы ее жизни были омрачены обострением болезней. С1950 года она уже была лишена возможности даже ездить в инвалидной коляске, а в 1953 году перенесла ампутацию правой ноги.

Ее ждала громкая посмертная слава. Еще до появления в 2002 году фильма «Фрида», в котором сыграла блистательная Сальма Хайек, художница была широко известна во всем мире, а картина добавила ей популярности.

Когда в 1960-е годы ученые стали углубленно изучать феномен наивного искусства, появились альбомы, охватывающие широкий круг примитивистов из разных стран, и Фрида Кало встала в один ряд с крупнейшими мастерами наивного искусства: Анри Руссо, Пиросмани. Но ни у кого в наивном искусстве нет такой разветвленной системы аллегорий и символов, как у Кало.

Выставка в Музее Фаберже в Санкт-Петербурге привлекла внимание тысяч посетителей. Знакомство наших любителей искусства с этой художницей началось довольно поздно. Теперь любители живописи смогли увидеть подлинники ее работ. Постепенно творчество Фриды Кало открывает нам свои тайны.

Андрей ДЬЯЧЕНКО





Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:
На Главную сайта "Загадки истории"

Главные рубрики сайта "Загадки истории"


Предыдущая     Женщина в истории     Следущая