История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.





Диковинка с выставки

«Женщины с бородой» были одним из традиционных аттракционов на европейских ярмарках и в передвижных цирках. Очень часто это был всего лишь загримированный мужчина. Однако встречались и реальные женщины, страдающие генетическими заболеваниями. Для некоторых из них это становилось шансом изменить всю свою жизнь.

Звали его Ефим Макариевич... У лавки солидный и важный, он был в балагане неузнаваем со своей седой подвязанной бородой. Как заорет на все поле:"Рррра-ррр-ра-а! К началу! У нас Юлия Пастраны - двоюродная внучка от облизьяны! Дыра на боку, вся в шелку!.."» - вот так газетный хроникер Владимир Гиляровский описал рекламу необычной цирковой актрисы Хулии Пастраны, гастролировавшей в 1859 году в Москве. Необычность ее заключалась не в каком-то особом артистическом таланте, а в том, что все ее лицо и тело были покрыты черными прямыми волосами.

Бедная сирота

Причину такой мужеподобности врачи установили: эндокринное заболевание под названием гипертрихоз (это нарушение секреторной функции некоторых желез). В добавление к этому природа «наградила» Пастрану непропорционально большими ушами и носом, неровными крупными зубами. Все это делало ее похожей на человекообразную обезьяну.

Историки приблизительно установили, что Хулия появилась на свет примерно в 1834 году, в штате Синалоа, расположенном в мексиканских горах Сьерра-Мадре. Якобы подобрала ее девушка по имени Эспиноса, скрывавшаяся от враждебного племени индейцев. И так привязалась к девочке, что когда вышла замуж, то Хулия стала ей как родная дочь. После того как приемная мать умерла, девушка поселилась в соседней деревне. Там ее заметил инспектировавший подчиненные ему территории губернатор штата Синалоа Педро Санчес. Он взял уникальную девушку служанкой в свою семью.

Правда, подобная работа Хулии была не по душе. Как-то ночью она покинула губернаторскую виллу и отправилась назад, в родную деревню. Но по пути у нее состоялась знаковая встреча с американским коммивояжером по фамилии Райте. Гринго оказался человеком предприимчивым, и с ходу оценив обстановку, предложил своей новой знакомой отправиться с ним в США. Райте вспомнил, что в Новом Свете тогда входили в моду представления с участием физически неполноценных людей. Низкорослая (всего 138 сантиметров), больше похожая на гориллу, девушка как нельзя лучше подходила для таких развлечений.

Дебют состоялся довольно скоро, на «шоу уродов» в Готическом зале Нью-Йорка. А потом девушка «пошла по рукам». Одни шоумены продавали ее другим. Начались бесконечные гастроли по Соединенным Штатам, а потом и за границей. Один из менеджеров, которого звали Теодор Лент, научил девушку танцевать, играть на музыкальных инструментах, читать и писать по-испански и по-английски.

Мировой успех

После гастролей в Лондоне Лент со своей подопечной перебрался в Германию. Будучи неплохим шоуменом, он скоро понял, что просто демонстрация женщины-урода рано или поздно приестся публике. Тогда он решил поставить полноценный спектакль: лицо главной героини в нем все время было закрыто вуалью, которую она откидывала только тогда, когда добивающийся ее руки и сердца молодой повеса отсутствовал на сцене. Подобная скрытая «красота» очень смешила публику, которая считала, что на актрису надета маска, а борода приклеена.

Так же считали и власти. До тех пор, пока не выяснилось, что главная героиня - по сути дела, инвалид. Поскольку по законам немецких земель подобная эксплуатация ущербных уже тогда являлась кощунством, аморальные представления были запрещены. Однако Лент не унывал - «женщина-обезьяна» была востребована и в других странах Европы. К 1859 году они добрались и до Москвы.

Надо сказать, что менеджер неоднократно пытался выдать свою подопечную замуж. Отбоя от женихов, как ни странно, не было. Впрочем, Лент видел в свадьбе прежде всего коммерческий интерес - он искал богатого претендента, который мог стать еще и щедрым спонсором для организации гастролей. Пока, наконец, в 1857 году не понял, что Хулия благодаря своим выступлениям сама заработала приличное состояние. Тогда он принял решение жениться на ней сам. Увы, брак оказался несчастливым. Во время московских гастролей Хулия забеременела и в 1860 году родила мальчика, тоже покрытого волосами. Ребенок прожил всего 35 часов, а спустя несколько дней в результате послеродовых осложнений скончалась и Па-страна.

Для Лента, судя по всему это был брак не по любви, а по расчету, поскольку он тут же договорился с неким профессором Суколовым из Московского университета о мумификации тел жены и сына. Потом поместил их в стеклянные саркофаги и отправился с этими экспонатами с гастролями по Великобритании.

Потом это занятие Ленту надоело, и он сдал обе мумии своему коллеге-шоумену в лизинг, а вернул их в свою собственность лишь через несколько лет. К тому времени ему удалось не только найти волосатую женщину, похожую на Хулию, но и выдать ее за сестру своей покойной супруги - Сенору. А затем жениться на ней. С этого момента аттракцион «Бородатые люди» с участием двух мумий возобновил свои гастроли.

В 1880 году, находясь в Санкт-Петербурге, Теодор Лент сошел с ума и очень скоро закончил свои дни в психиатрической лечебнице. Сенора же, оказавшаяся очень практичной и хваткой девицей, получила права на мумии и продолжила гастрольную деятельность в Германии. Для этого она заручилась поддержкой профессора Гасснера, организатора антропологических выставок.

И после смерти нет покоя

Благодаря представлениям Сенора, как в свое время и Хулия, разбогатела. В 1895 году она вышла замуж и уехала, оставив на попечение Гасснера «сестру» и «племянника». Примерно на 20 последующих лет мумии исчезли из поля зрения.

Объявились они только в 1921 году в Норвегии, в «Паноптикуме ужасов» некоего господина Лунда. Во время Второй мировой войны оккупировавшим страну немцам почему-то не понравились эти экспонаты, и они приказали уничтожить мумий. Лунд буквально на коленях вымолил для них спасение, пообещав делать щедрые взносы на поддержку вермахта.

В конце концов мумию младенца съели мыши, а тело Хулии досталось Институту судебной медицины Университета Осло. Причем правительство страны запретило использовать ее в качестве экспоната, разрешив доступ только ученым, да и то по особому разрешению. Так продолжалось до апреля 2012 года, когда было принято решение предать останки несчастной Хулии Пастраны земле на ее родине - в Мексике. Церемония захоронения состоялась спустя год. Женщина была торжественно погребена в белом гробу, украшенном розами, в городке Синало-де-Лейва.

Хулия Пастрана оставила след в нескольких научных трудах. В частности, ее описание сделал Чарлз Дарвин. Также ее исследовали другие британские ученые. Кроме того, она впечатляла и людей искусства. О ней, например, упоминали Лев Толстой в повести «Покликушка», Всеволод Крестовский в «Петербургских трущобах» и Аркадий Аверченко в рассказе «На "Французской выставке за сто лет"».

Сергей УРАНОВ

Девочка из балагана

Пастрана - не единственная «женщина-обезьяна» с известной биографией. В 1929 году к владельцу передвижного балагана Карлу Лотеру подошла женщина со свертком в руках. Оказалось, что она просит взять на воспитание «не совсем такого ребенка». Действительно, у девочки не только все тело было покрыто волосами, но и во рту зубы росли в два ряда.

Лотер тут же связался со своим адвокатом,чтобы соблюсти все необходимые формальности по удочерению. Очень скоро Лотеры привязались к своему приемышу, а Присцилла (так назвали девочку) отвечала им взаимностью. Когда она подросла, то стала выступать на манеже в номере «Девочка-обезьянка, живущая вместе с обезьянами». Зрители валом валили на представление, поскольку незадолго до того появились на свет рассказы о Тарзане.

Вот только денег на исправление стоматологического дефекта у родителей не было. Потом нашлась дама, которая взялась оплатить операцию, но вскоре до Лотеров дошли слухи, что «благодетельница» собирается проделать опыт по скрещиванию Присциллы с обезьянами. От операции срочно отказались. Девушка осталась в балагане и вышла замуж за молодого уродца, страдавшего каким-то редким кожным заболеванием и выставлявшегося как «мальчик-крокодил». Деньги потекли рекой. Присцилла впоследствии сама оплатила услуги дантиста и счастливо прожила оставшуюся жизнь, выступая вместе со своим мужем.





Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:
На Главную сайта "Загадки истории"

Главные рубрики сайта "Загадки истории"


Предыдущая     Женщина в истории     Следущая