Царица зверейИрина Николаевна Бугримова родилась в 1910 году в семье ветеринара. Появилась на свет - и разочаровала родителей, мечтавших о мальчике, который станет продолжателем отцовского дела: у Бугримовых уже росли три дочери... Разочарование родителей Ирины Бугримовой, ожидавших рождения мальчика, было недолгим. Ира с детства удивляла родных. В ней странно сочеталось то, что принято считать чисто женским, и то, что полагают мужским. Девочка-мальчикЧерноволосая, очень красивая девочка предпочитала общество мальчишек. При этом целью ее были не кокетство и не успех у противоположного пола. Нет - она просто комфортнее себя ощущала в мужском обществе. Ира верховодила целой ватагой мальчишек в своем родном Харькове. Ее мама, красивая женщина дворянского происхождения, только диву давалась. Дочку не интересовали ни музыка, которой мать увлекалась, ни искусство, ни прочие «тонкие материи» и «телячьи нежности». Зато отец был в восторге от дочери: Ира лет с двенадцати начала ему ассистировать на хирургических операциях. Николай Бугримов решил: все-таки в его семье вырос продолжатель профессиональной династии. Но отнюдь. Интерес к ветеринарии перерос лишь в любовь к животным - но не к их врачеванию. Ира с ранних лет увлекалась спортом. Но тоже как-то странно. Ее не влекли «чисто женские» виды - такие как гимнастика или, на худой конец, легкая атлетика. Мать, конечно, отдала физически развитую девочку на балет и в музыкальную школу. Но какое там... В семнадцать лет Бугримова стала чемпионкой Украины в толкании ядра. В 1928-м она победила на республиканских соревнованиях по метанию диска. Парадоксально, но в отличие от большинства спортсменок, которые посвятили себя таким «тяжеловесным» видам спорта, Бугримова не стала ни мужеподобной, ни чересчур мускулистой. Ира оставалась роскошной южной красавицей - эдакой знойной женщиной. Она была не просто хороша собой. Будущая дрессировщица обожала шикарные наряды и дорогие старинные украшения. Притом одежду она лихо кроила и шила себе сама. Вот такой универсальной личностью она была. Чемпионство нисколько не удовлетворило Бугримову. Она уже чувствовала: в рамках спорта ей тесновато. К концу 1920-х годов Ирина стала много времени посвящать очередному «мужскому» увлечению - мотоспорту. Он-то и свел ее с мотогонщиком Александром Буслаевым. Тот был старше на шестнадцать лет. И работал он в цирке. Так Бугримова попала на манеж. Арена сразу дала ей то, о чем она мечтала: тысячи восторженных зрительских взглядов и возможность выступать не в невзрачной спортивной одежде, а в сценических нарядах. Теперь Бугримова чувствовала себя женщиной и объектом внимания, в котором она, по всей видимости, очень нуждалась. Ее необычный номер «Полет на санях из-под купола цирка», который они разработали вместе с супругом, много лет был в программе. Также Ирина занималась джигитовкой. Но опять ей стало тесно. Нет, не на манеже. Скучно стало в семье. И скучно стало вытворять под куполом цирка то, что она делала не один год. Закончилась война. С Буслаевым Бугримова рассталась вскоре после победного 1945 года. От этого мужчины она получила все, что было можно... Покоренные хищникиОт профессиональной скуки Ирину вмиг излечил директор цирка, который, зная ее любовь к животным, предложил ей стать первой женщиной - дрессировщицей крупных хищников. Сначала это были леопарды. Но Бугримова с детства чувствовала себя царицей. Ведь не зря же еще в детстве она придумала девиз: «Или Бугримова, или никто!» (по аналогии с девизом Гая Юлия Цезаря). Так она выбрала для себя львов - чтобы стать царицей среди царей зверей. Первых трех львят, которых для нее приобрел цирк, Ирина так и назвала: Гай, Юлий и Цезарь. Сказать, что начало пути дрессировщицы было нелегким - это не сказать ничего. Дело в том, что за работу со львами женщины до Бугримовой не брались. Да и далеко не каждый дрессировщик-мужчина соглашался иметь дело с царями зверей. Начиная общаться с гривастыми красавцами, Ирина знала: лев - животное непредсказуемое, малопослушное и кровожадное. Но ни с кем другим Бугримова на манеж больше выходить не желала. Пришлось идти путем проб и ошибок. Что такое пробы и ошибки для дрессировщицы? Об этом Ирина рассказала сама: - Если зацепил, кожу порвал - это не травма. Зашили - через десять дней швы сняла и пошла работать. И опять: то поломали, то порвали, то полморды оторвали, только глаз один моргает. Конца не было! Но я ни разу не пожалела о своем выборе. Меня же никто не повторял, не могли. Тут следует обратить внимание на слово «полморды». В нем - вся Ирина Бугримова. В отличие от многих красивых женщин, она относилась к себе без лишних сантиментов. Дрессировщица в работе не жалела себя. В огне и в воздухеИ такая позиция дала, конечно, свои плоды. За свою тридцатилетнюю карьеру дрессировщицы львов - с 1946 по 1976 год - Бугримова сделала целый ряд фантастических номеров со львами. Стоит вслушаться в одни их названия: «Лев на мотоцикле», «Лев в воздухе», «Лев-канатоходец», «Прыжки через огненное кольцо». И это при том, что цари зверей страшно боятся высоты и огня! Однажды после очередной травмы, которую ей нанесли питомцы, дрессировщице пришлось наложить около пяти десятков швов. В другой раз лев так цапнул ее за руку, что пальцы Бугримовой повисли на сухожилии. Но она ушла с манежа только после того, как номер был окончен. После удара лапой по лицу Ирине пришлось сделать пластическую операцию. Но оптимистка Бугримова считала львов почти людьми. Когда ей напоминали о травмах, она рассказывала о том, как ее любимый лев Цезарь перегородил дорогу более молодым гривастым, которые во время одной из репетиций кинулись разорвать «мамочку». Цезарь - один из трех первых львят Ирины - прожил рядом с ней долгую жизнь. Бугримова тяжело переживала смерть питомца и похоронила его с почестями - как близкого человека. Многие дрессировщики стали мишенью для защитников животных. Те небезосновательно обвиняют мастеров дрессуры в жестоком обращении с питомцами. Но даже ярые борцы за права зверей всегда отмечали: Бугримова придерживается гуманных методов дрессировки. Ирина Николаевна утверждала: они никогда не била своих зверей. Ее, правда, еще спрашивали, не морила ли она львов голодом, так сказать, в педагогических целях. В ответ цирковая артистка всегда со смехом говорила: дрессировка голодного льва - самоубийство. Знаменитая артистка переехала в Москву. На нее сыпались звания и награды. Ей платили тысячу рублей в месяц советскими деньгами - огромная сумма по тем временам. Ей дали квартиру в знаменитой высотке на Котельнической набережной. К ней на чай захаживала соседка - великая певица Людмила Зыкина. Людмила, большая любительница драгоценностей, восхищалась кольцами и серьгами Бугримовой. Даже просила иногда продать ей что-нибудь... В последний период жизни драгоценности стали одной из главных радостей дрессировщицы: второй ее брак с цирковым акробатом распался. Она признавалась, что не смогла найти мужчину сильнее себя. Еще бы! Детей у нее не было. Одни говорили: травма лишила Бугримову способности их иметь. Но в одном интервью Ирина сама призналась в свойственной ей безапелляционной манере: - Никаких детей я рожать не буду! С ними придется возиться, а мне нужно готовить номера и дрессировать львов. Дети будут только мешать. Они мне не нужны. Львы стали ее детьми. Но они же ее и предали: в 1976 году Бугримова навсегда покинула манеж после того, как группа ее питомцев набросилась на нее и чуть не растерзала. Практически до самой своей смерти в 2001 году Ирина Николаевна занималась общественной работой, много времени посвящала защите животных. В последние годы на нее просто сыпались несчастья: ее квартиру обокрали, а дача сгорела. Многое из того, что оставалось у дрессировщицы от лучших времен, ей приходилось тратить на оплату труда тех, кто за ней ухаживал. Она не скрывала того, что животных любит больше, чем людей: - У меня было 80 львов, 8 лошадей, 12 собак и два мужа. Мужей было меньше, чем животных. И упоминались они в последнюю очередь. Мария КОНЮКОВА Главные рубрики сайта "Загадки истории"
|