История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.





Объект искусства

Пожалуй, из всех манекенщиц 1960-х годов больше всего миру запомнились Верушка (Вера фон Лендорф) и Лесли Хорнби по прозвищу Твигги. Но если Твигги привлекала всех только своей странной и инфантильной внешностью, то Верушка явно была более масштабной личностью.

В 1966 году на экраны вышел фильм великого итальянского режиссера Микеланджело Антониони «Фотоувеличение». Его главный герой, фотограф, в кратком пятиминутном эпизоде делает фотосессию манекенщицы - чрезвычайно худой и грациозной девушки. Ее роль исполнила немецкая фотомодель Верушка. После этой, далеко не самой значимой в фильме сцены к Верушке пришла небывалая известность. То было начало времени, в котором фотомодели становились не менее популярными, чем кинозвезды.

Потомственная аристократка

Вера фон Лендорф, ставшая позднее известной как Верушка, родилась в семье германского аристократа, офицера вермахта. Она появилась на свет в 1939 году в Кёнигсберге, который тогда принадлежал Восточной Пруссии. Когда девочке было всего пять лет, ее отца казнили за участие в заговоре против Гитлера. Так для Веры закончилась безбедная и счастливая жизнь в огромном поместье, которое в ее семье переходило от поколения к поколению.

Адольф Гитлер, разозленный на своего бывшего соратника, в огромном доме которого он обожал гостить, отобрал у семьи фон Лендорф все. Теперь вдова бунтаря с детьми ютилась по чужим людям.

Воспитанием Веры никто толком не занимался. Она сменила больше десятка школ. Вся эта нестабильность породила в девочке самостоятельность и самодостаточность, которые в будущем сослужили ей добрую службу. От тоски девочка убегала в лес, чтобы обрести гармонию наедине с природой...

Повзрослев, она захотела научиться рисовать. Однажды летом юная художница приехала во Флоренцию на этюды. На улице этого древнего итальянского города ее и увидел модный фотограф Уго Мулас. И сразу же предложил красотке фотосессию для журнала.

Дело в том, что не заметить такую девушку было невозможно. Рост Верушки к тому моменту составлял 190 сантиметров, а размер ноги был 43-м. При этом девушка отличалась стройностью и красивым, хотя и несколько мужеподобным лицом. В общем, представляла собой андрогинный тип женщины, который как раз начал входить в моду и оттеснять фигуристых и грудастых красавиц типа итальянок Джины Лоллобриджиды и Софи Лорен.

На предложение сниматься Верушка ответила радостным согласием. Мужчина отвез ее в Палаццо Питти. Съемка состоялась. Потом девушку со странной и притягательной внешностью пригласили в Америку. Но там у нее как-то не заладилось.

Другая бы убежала обратно домой в Европу. Но только не Верушка! Она решила покорить Нью-Йорк во что бы то ни стало. Вскоре на улицах «Большого Яблока» стали видеть странную девушку огромного роста, с очень необычным лицом, в бархатной шляпе, черном коротком пальто и замшевых туфлях без каблуков. Так еще никто не одевался. На Верушку оглядывались, а ей только это и было нужно!

На пике славы

Верушка фон Лендорф

Она выработала в себе грацию дикой кошки. Конечно, ее заметили! И пригласили сниматься для журнала Vogue. Тогда модные журналы открыли нечто вроде охоты на красавиц «инопланетного» вида. За свою карьеру Верушка появилась на обложке этого сверхпопулярного издания целых 11 раз!

С 1963 по 1971 год главой американской версии Vogue была Дайана Вриланд. Она пребывала, можно сказать, под гипнозом образа Верушки. Та (конечно, не без помощи стилиста) творила что хотела. Редактор только аплодировала.

В это же время топ-модель кружилась в вихре романов с самыми известными мужчинами. Вообще, Верушку не следовало бы считать девушкой с горячей кровью. Как уже упоминалось, она с детства была довольно самодостаточна. И холодна. Но именно этот нордический холод и привлекал к ней самых блестящих представителей сильного пола.

В списке ее любовников значатся и Дастин Хоффман, и Аль Пачино, и Джек Николсон. Этих мужчин объединяет не только то, что они - звезды Голливуда первой величины, но и то, что ни один из них не отличается огромным ростом. Что ж, Верушка сама признается: ее никогда не тянуло к баскетболистам.

Холодноватая модель не чуралась случайных связей - детство не сформировало в ней способность сильно привязываться к кому-либо. Но все-таки существовал мужчина, с которым она жила в течение нескольких лет. Его звали Франко Рубартелли. Он был итальянцем - на вид совсем обычным: полноватым брюнетом с волнистыми волосами. Зарабатывал модной фотографией и просто с ума сходил от «инопланетной» северной красоты Верушки. Многие ее легендарные фото для Vogue сделал именно он.

В этом творческом и любовном тандеме Франко представлял собой южное, взрывное начало. Он без конца мучил Верушку сценами ревности. Она смотрела на него как на сумасшедшего. И, конечно, не подчинялась.

Что Франко устроил модели, когда она сказала ему, что режиссер Антониони предложил ей сняться в том самом эпизоде, который позднее принес Верушке мировую известность! Любовник рвал и метал. Но не такой впечатлительной была фрейлейн фон Лендорф, чтобы подчиниться капризам ревнивца! Так они и жили. Он ревновал - она делала что хотела...

Тело как холст

1971 год стал поворотным в жизни модели. В американском Vogue сменился редактор. Новая начальница решила спустить журнал с неба на землю. Возможно, она была права. Время авангардных экспериментов уступило свое место эпохе китча и обслуживания интересов общества потребления.

Так что Верушка с ее новаторством и страстью к высокому искусству оказалась не у дел. Она ушла по собственной инициативе - без скандалов, легко и непринужденно. Так, как она делает все в этой жизни.

Другая бы пыталась цепляться за престижную работу. И стала бы пробовать вылепить из себя новый, соответствующий духу времени образ. Но фон Лендорф не была бы фон Лендорф, если бы она не поняла: начинается новый этап в жизни. Надо остаться собой. Просто начать новый проект, не зависящий от пристрастий очередного редактора модного издания.

Она бросила скандального Франко и стала музой другого фотохудожника - Хольгера Трюльша. С ним Верушка реализовала очень необычный и новаторский по тем временам проект - бодиарт.

На теле обнаженной модели рисовали самые разные картины. Фото Верушки в нарисованном мужском костюме или наряде индийской танцовщицы стали сверхпопулярны. С помощью макияжа, париков и бодиарта ее превращали в разных звезд кино: то в Катрин Денёв, то в Марлен Дитрих, то в Джину Лоллобриджиду...

В своих экспериментах Верушка заходила все дальше: она превращалась в камень, дерево, даже в негритянку, обмазав себя ваксой для обуви. Было также много образов животных. В общем, уйдя из гламура, Верушка не прогадала...

О мире моды модель теперь отзывалась презрительно: «Мода буржуазна и скучна. И те, кто работает в ней, рано или поздно теряют индивидуальность». Уж чего-чего, а индивидуальности Верушка не потеряла. Самым поразительным стало то, что мир это оценил. На модель художников бодиарта буквально посыпались предложения участия в рекламе. И что фон Лендорф? А ничего! Она отказывалась от самых выгодных контрактов, если ей казалось, что там замешан китч.

Ею восхищались и Кристиан Диор, и Карл Лагерфельд, и сам гениальный безумец Сальвадор Дали. Можно сказать, что из топ-модели эта женщина превратилась в объект искусства.

Сегодня легендарная Верушка живет в небольшой квартире в нью-йоркском районе Бруклин. У нее восемь кошек - больше с ней вместе никто не живет. Эта высокая пожилая женщина подкармливает бездомных животных на улицах города.

Верушка не сделала ни одной пластической операции - ей импонирует естественность. Она говорит, что любит каждую свою морщинку: «Это жизнь. И каждый прожитый день - счастье».

Мария КОНЮКОВА





Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:
На Главную сайта "Загадки истории"

Главные рубрики сайта "Загадки истории"


Предыдущая     Женщина в истории     Следущая