То, что люди не учатся на ошибках истории, — самый главный урок истории




Плач о нерождённых младенцах

Сегодня, когда в нашей стране обсуждается возможность запрета абортов, имя Маргарет Хиггинс Сэнгер снова на слуху. Ведь именно эта основательница «Американской лиги контроля над рождаемостью» одной из первых обратила внимание общества на данную проблему.

Основные принципы «Американской лиги контроля над рождаемостью», основанной еще в 1921 году, сегодня выглядят почти невинно. Собственно, ничего нового сегодняшний человек в этих принципах не узрит: «Мы хотим, чтобы дети: 1) были зачаты по любви; 2) рождены матерью по осознанному желанию; 3) для их рождения были бы обеспечены условия здоровой наследственности. Таким образом, мы стоим за то, что каждая женщина должна обладать силой и свободой предотвратить зачатие, за исключением случаев, когда эти условия будут удовлетворены».

Шестой ребенок

Маргарет Хиггинс Сэнгер

Маргарет Хиггинс Сэнгер, американский общественный деятель, посвятила свою жизнь организации контроля за рождаемостью. Она участвовала в историческом разбирательстве в Верховном суде США в 1936 году. Результатом этих слушаний стало разрешение контрацепции.

Маргарет Сэнгер и сегодня остается одной из самых противоречивых фигур в американской истории. В родной стране споры вокруг ее личности не утихают.

Дело в том, что, с одной стороны, Сэнгер исповедовала не только контроль над рождаемостью, но и крайние формы расизма и национализма. Она считала: представители черной расы, а также некоторых народов не имеют права размножаться вообще. Но, с другой стороны, именно контроль над рождаемостью помогает бороться с нищетой и безответственным родительством. Впрочем, это ясно не всем.

В мире и по сей день распространено так называемое движение пролайф (pro-life - «за жизнь»), представители которого резко выступают против абортов. Для них Сэнгер - дьявол во плоти!

Но какие бы дискуссии ни провоцировали активистка и ее деятельность, в любом случае роль Сэнгер в истории умалить трудно.

Ее взгляды сформировались под влиянием ситуации в ее родной семье. Мать будущей сторонницы контроля за рождаемостью за 22 года семейной жизни беременела 18 раз! На свет появились 11 малышей, шестой из которых, родившейся в 1879 году, была Маргарет. Мать - абсолютно истощенная беременностями и родами - умерла в возрасте 45 лет от туберкулеза и рака шейки матки.

За ней ухаживала Маргарет. Воспоминания о том, как мучительно и тяжело уходила ее родительница, стали одним из главных впечатлений в жизни будущей активистки. Также на формирование личности Маргарет повлияли неприятные детские воспоминания: в ранние годы жизни она практически не могла тратить время на себя. На девочку возложили груз заботы о младших братьях и сестрах.

Неутомимый борец

Маргарет получила профессию медсестры, вышла за архитектора и переехала с мужем в Нью-Йорк. В большом городе супруги погрузились в жизнь местной богемы, которая обосновалась в дешевом тогда районе Гринвич-Виллидж.

Груз тяжких воспоминаний о судьбе матери неожиданным образом трансформировался в сознании миссис Сэнгер. На нее - к тому времени мать двоих сыновей - снизошло нечто вроде озарения. Она поняла: рождаемость нужно ограничивать. Из этой идеи напрямую следовала простая мысль: женщина должна быть полной хозяйкой своего тела. Сейчас для большинства людей эта сентенция звучит обыденно и привычно. А в начале XX века высказывание подобного суждения произвело эффект взрыва. Все религиозные книги твердили о том, что жизнь ребенка священна, а мать - сосуд для драгоценной ноши. Интересы женщины в данном случае игнорировались.

Сэнгер не ограничилась демонстрацией своей (весьма экстравагантной по тем временам) позиции в компаниях единомышленников - представителей нью-йоркской богемы.

В 1914 году Сэнгер начала выпуск газеты «Женский бунт». Именно в этом СМИ впервые появился изобретенный Маргарет термин «контроль над рождаемостью». Все издание выходило под слоганом «Нет богов, нет хозяев». Нетрудно представить себе реакцию на подобный выпад представителей консервативных, клерикальных кругов США. Впрочем, людей с такими взглядами в Америке и сегодня в избытке.

Надо заметить, что Сэнгер не ограничивалась скандированием лозунгов. Она стала публиковать материалы о разных способах контрацепции, включая такой радикальный, как аборты. Деятельность Сэнгер пребывала вне закона, поскольку информация, популяризуемая ей, считалась «неприличной».

С 1917 года Маргарет развернула еще более откровенную деятельность: она начала выпуск издания под смелым названием «Обзор контроля над рождаемостью». Да, тогдашние американские законы были против активистки. Но в родной стране у нее нашлись миллионы сторонников. И среди них были не только мечтавшие о независимости женщины.

На время стороннице контрацепции пришлось уехать в Европу - так ее замучила травля, организованная на родине. Но она вскоре вернулась: слишком много в США оказалось тех, кто разделял взгляды «убийцы нерожденных младенцев», как называли Сэнгер консерваторы и клерикалы.

Маргарет вскоре поняла, что простой агитации недостаточно и нужно действовать. Она основала так называемое Клиническое исследовательское бюро, которое занималось исследованием способов контрацепции. Потом, по мере ослабления жестких законов, активистка основала сеть клиник, в которых занимались контрацепцией (а фактически - обходили закон, который разрешал аборты только по медицинским показаниям).

Единомышленница фашистов

Но вскоре Маргарет стало заносить - причем так, как никто не ожидал. Она увлеклась евгеникой - наукой об усовершенствовании человека. Нетрудно вспомнить, что апологетом подобных исследований был сам Гитлер, а также целый ряд ученых, служивших Третьему рейху.

В 1926 году Сэнгер читала лекцию для женского отделения ку-клукс-клана в штате Нью-Джерси. И нашла большое понимание. Неудивительно: речь шла не только о способах контрацепции, которыми больше чем за 10 лет деятельности активистки удивить уже было невозможно. Маргарет решила: есть на свете национальности и расы, недостойные такой роскоши, как размножение. В основе этой части ее убеждений лежала мысль о превосходстве белой расы над «цветными». Она объявила «непригодными для размножения» не только всех чернокожих, но и евреев, а также иммигрантов из Южной Европы. По некоторым данным, Сэнгер с удовольствием обменивалась идеями с евгениками-гитлеровцами.

Маргарет была, конечно, не так радикально настроена, как те, кто уничтожал себе подобных или проводил эксперименты над живыми людьми. Она вступила в сотрудничество с афроамериканской общиной и основала одну из своих клиник в Гарлеме - негритянском районе Нью-Йорка. Так получилось, что желание контролировать рождаемость в среде бедных чернокожих совпало с политикой, которую пропагандировала американская демократическая общественность.

Пугали не столько действия, сколько высказывания Маргарет Сэнгер. Например, она говорила, что жители нищих окраин Нью-Йорка «в силу своей животной природы размножаются, как кролики, и скоро могут перейти границы своих районов или территорий и заразить лучшие элементы общества болезнями и низшими генами». Вот еще одно высказывание активистки: «Службы помощи матерям для женщин в нищенских районах вредны для общества и для расы. Милосердие только и делает, что умножает нищету неприспособленных».

Воспоминания об ужасах жизни в многодетной семье спровоцировали следующую сентенцию миссис Сэнгер: «Самое милосердное, что большая семья может сделать для своего младенца, - это убить его».

В итоге Маргарет оказалась в очень странном положении: на нее, с одной стороны, нападали консерваторы - противники ограничения рождаемости. С другой стороны, ее клеймили антифашисты и антирасисты, которые в большинстве своем были за планирование семьи, но против расистских теорий и радикальных форм евгеники.

А Сэнгер шла своим путем. И весьма успешно. Количество клиник, которые она основала, увеличивалось. Открывались клиники, занимающиеся контрацепцией. В 1936 году активистка в суде добилась ее разрешения!

После этого события - оставшиеся 30 лет жизни - Сэнгер почивала на лаврах. К тому моменту она уже успела бросить мужа-архитектора и вышла замуж за нефтяного магната. Последним ярким общественным событием в жизни Маргарет стала поддержка исследований, которые привели к изобретению противозачаточных таблеток.

Вторую половину своего земного пути она провела в собственном поместье в Аризоне, где тихо скончалась в 1966 году.

Мария КОНЮКОВА





Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:
На Главную сайта "Загадки истории"

Главные рубрики сайта "Загадки истории"


Предыдущая     Женщина в истории