То, что люди не учатся на ошибках истории, — самый главный урок истории




Скиталец истина

Мы привыкли представлять себе борцов за права чернокожих рабов белыми. В нашем сознании война за равноправие прочно ассоциируется с автором «Хижины дяди Тома» Гарриет Бичер-Стоу или американским президентом Авраамом Линкольном. На самом деле, что логично, за отмену рабства выступали не только белые. Среди рабов тоже находились отважные люди, возвышавшие свой голос в защиту прав человека.

В середине XIX века, когда до отмены рабства в США было еще далеко, нашлась чернокожая рабыня, которая последовательно отстаивала как свои личные права, так и права соплеменников. Она приняла имя Соджорнер Трут, что в переводе на русский язык означает примерно так: «Пришелец, несущий правду» или «Скиталец Истина».

Круги ада

При рождении ей дали имя Изабелла. Девочка была одной из 13 детей чернокожих рабов Джеймса и Элизабет Баумфри, которые жили недалеко от Нью-Йорка.

После смерти хозяина семьи Баумфри девочку в возрасте девяти лет продали за 100 долларов некоему Джону Нили. Маленькая рабыня отошла к новому хозяину вместе со стадом овец. Владелец людей и скота, по воспоминаниям Изабеллы, регулярно избивал и насиловал ее.

Через два года, уже за 105 долларов, девочка перешла во владение хозяина таверны. Еще через пару лет рабыня оказалась в руках не самого жестокого человека, у которого была своя ферма. Он заплатил уже 175 долларов. Но теперь на несчастную обрушился гнев злобной и придирчивой жены фермера.

В итоге хозяйка обвинила бедную Изабеллу в развратности. 18-летняя девушка связалась с чернокожим работником с соседней фермы по имени Роберт. Такая внебрачная связь категорически не устроила хозяев молодых людей. Роберта и Изабеллу не просто насильно разлучили - их жестоко наказали.

Особенно разозлился хозяин молодого человека. Он пришел в ярость и забил Роберта до смерти. Изабелла родила дочь. А через два года хозяин заставил ее выйти за нелюбимого человека по имени Томас. Супруг был намного старше Изабеллы. Жизнь с ним не была счастьем, но от него женщина родила еще четырех детей.

Тем временем в Америке набирало силу движение аболиционизма, участники которого выступали против рабства.

Передовые взгляды

Изабелла попыталась договориться с хозяином о том, чтобы он отпустил ее на свободу. Но фермер сказал, что женщина должна отработать свою свободу. И заставил ее обрабатывать шерсть. Шли годы. Норма, которую должна была сделать Изабелла, все росла. А тем временем на тяжелой работе она получила травму руки. Это еще больше отсрочило освобождение.

Тогда рабыня совершила самый важный поступок в своей жизни. Она взяла только младшую дочь и ушла от хозяина. Позже многие спрашивали, как она могла оставить остальных детей. На это женщина отвечала: «Я не сбежала, поскольку это неправильно; но я ушла, веря, что имею на это право». Изабелла знала: ее хозяин - не самый жестокий человек и детей ее он обижать не будет.

Беглую рабыню приютили добрые христиане, которых звали Айзек и Мария Ван Вагенер. Они даже заплатили хозяину Изабеллы 20 долларов!

Когда бывшая рабыня узнала, что хозяин незаконно продал ее пятилетнего сына в Алабаму, она с помощью покровителей подала на него в суд. И стала первой в истории США чернокожей, выигравшей процесс против белого мужчины!

Теперь Изабелла работала прислугой в разных домах. Она стала глубоко верующей христианкой, примкнув к методистской церкви. В 1843 году она взяла псевдоним Соджорнер Трут и стала разъезжать с проповедями по всей стране.

За годы своей жизни она пришла не только к идее равенства людей с разным цветом кожи, но и к мысли о том, что женщины равны мужчинам. Так что Соджорнер стала не только аболиционисткой, но и феминисткой. Чернокожая женщина с такими радикальными убеждениями раздражала приверженцев «традиционных ценностей». Но Трут было наплевать.

Бывшая Изабелла, бывшая рабыня и бывшая жена нелюбимого мужа пустилась в странствия по стране. В те годы по Америке много кто скитался: журналисты, искатели счастья и, конечно, бродячие проповедники. Одним из последних и стала чернокожая женщина. У Соджорнер оказался замечательный ораторский талант. Она сумела просто и доходчиво рассказывать о своем жизненном опыте, праве любого человека на свободу и равенстве женщин и мужчин.

«Разве я не женщина?»

Имя чернокожей проповедницы прогремело на всю Америку, когда она в 1851 году на Конвенции по правам женщин произнесла речь «Разве я не женщина?».

До нашего времени дошло несколько записей этой речи, не очень сходных между собой. Вот цитата из наиболее распространенного варианта: «Ну, детки, такая тут суматоха началась, так что явно что-то здесь не так. Я думаю, весь этот шум насчет негров на Юге и женщин на Севере, все эти разговоры о правах - белым мужчинам может прийтись туго и очень скоро. Но о чем все эти разговоры? Вон тот мужчина говорит, что женщинам нужно помогать садиться в экипажи, переносить их через канавы, уступать им везде лучшие места. Никто никогда не помогает мне садиться в экипажи или перешагивать через лужи, не уступает мне лучших мест. А разве я не женщина? Посмотрите на меня! Посмотрите на мою руку! Я пахала и сеяла, я собирала урожай в амбары, и ни один мужчина не мог обогнать меня! А разве я не женщина? Я могу работать столько же и есть столько же, как и мужчина, когда есть что, и меня так же били кнутом! А разве я не женщина? Я родила 13 детей, я видела, как большинство из них продавали в рабство, и когда я плакала в своем материнском горе, никто, кроме Иисуса, не слышал меня! А разве я не женщина?..

А потом этот маленький человечек сзади говорит, что женщины не могут иметь столько же прав, как и мужчины, потому что Христос не был женщиной! Откуда взялся ваш Христос? Откуда взялся ваш Христос? От Бога и от женщины! Мужчина к Нему отношения не имел.

И если первая женщина, которую Бог когда-либо создал, была достаточно сильна, чтобы в одиночку перевернуть этот мир с ног на голову, то уж эти женщины все вместе смогут перевернуть его обратно, снова поставить на ноги! И пока они просят это сделать, мужчинам лучше им позволить».

Эти простые слова взорвали зал. Много позже, в 1963 году, подобный же эффект произвела речь «У меня есть мечта» другого чернокожего проповедника и борца за права негров Мартина Лютера Кинга...

Смелость и независимость Соджорнер довели ее противников до того, что некоторые стали сомневаться в ее половой принадлежности, она на самом деле выглядела несколько мужеподобно. Именно поэтому в 1858 году во время одного из ее пламенных выступлений некий человек заявил, что проповедница - мужчина. Дескать, только представитель сильного пола способен делать столь смелые и умные высказывания. В ответ на этот предположение Соджорнер преспокойно расстегнула блузку и показала грудь. После того что происходило с ней в жизни, бывшей рабыне было нечего стесняться.

Пожалуй, этот момент стал апофеозом ее политической карьеры. Теперь Трут постоянно работала в разных общественных организациях, основной целью которых было достижение равенства всех людей - вне зависимости от пола и расовой принадлежности. Тем временем все больше людей в Америке осознавали, что рабство должно быть отменено. В 1864 году Соджорнер Трут встретилась с президентом Авраамом Линкольном. А в 1865 году Конгресс США принял 13-ю поправку к Конституции, запрещающую рабство и принудительный труд, кроме как в качестве наказания за преступление.

В 1872 году женщина попыталась проголосовать на выборах президента, но ее даже не пустили на избирательный участок - до мысли о том, что женщины имеют право голоса, общество еще не доросло... В последние годы жизни Соджорнер выступала за гуманизацию пенитенциарной системы... Скончалась Скиталец Истина в 1883 году.

Мария КОНЮКОВА





Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:
На Главную сайта "Загадки истории"

Главные рубрики сайта "Загадки истории"


Предыдущая     Женщина в истории