История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.





Своенравная богиня

Прекрасная афинская гетера Фрина, жившая в IV веке до нашей эры, еще при жизни стала эталоном женской красоты. И пленяла она, в первую очередь, телом, а не лицом. Хотя лицо ее, по воспоминаниям современников, также было красивым. Она жила в эпоху, когда культ красоты человеческого тела был не менее значим, чем культ божеств.

Древнегреческих гетер вряд ли можно целиком и полностью ассоциировать с проститутками. Они были образованными женщинами, способными ублажать мужчин не только физически, но также психологически и интеллектуально. В специальных школах гетер преподавали даже ораторское искусство - самую элитарную в те времена дисциплину, овладение которой считалось высшей степенью образованности.

«Помнящая о добродетелях»

Известную афинскую гетеру Фрину часто сравнивали с Таис Афинской, любовницей великого завоевателя Александра Македонского. Они жили в одно время - в IV веке до нашей эры. Только Фрина была постарше.

Сравнение, кстати, было не в пользу Таис. Та любила полностью обнаженной въезжать в завоеванные города на колеснице, пугая и будоража жителей своей ослепительной красотой. Фрина же не любила показываться обнаженной на публике. Задрапированная в непрозрачные одежды, внешне похожая больше на почтенную матрону, чем на куртизанку, она нисколько не меньше возбуждала мужчин, чем ее распущенные «коллеги» по профессии.

Фрина по-гречески значит «жаба». Ничего оскорбительного: это прозвище дали женщине именно поклонники за светло-оливковый цвет кожи. Он отличал ее от более смуглых соотечественниц. Родители же нарекли ее Мнесаретой, что переводится как «помнящая о добродетелях». И о добродетелях Фрина помнила - только по-своему. Гетера внушала соотечественникам, что увидеть ее обнаженной дозволено лишь избранным. Основную часть клиентов она принимала в темноте...

Она обнажалась публично всего дважды в год - чтобы принять участие в мистериях. Фрина распускала свои роскошные волосы и вступала в морские волны, изображая Афродиту. Во время одной из таких мистерий гетеру увидел знаменитый художник Апеллес. Увидел - и нарисовал картину «Афродита Анадиомена» («Афродита, выходящая из пены морской»). Подлинник произведения искусства не дошел до нас. Но в веках остались восторженные отзывы о нем. Фрину связывали с Апеллесом и любовные отношения.

Выражаясь сегодняшним языком, Фрина была престижной гетерой. И именно в среде афинских интеллектуалов. Одним из постоянных клиентов Фрины слыл эксцентричный «обитатель» бочки - философ Диоген. Этому убежденному нищему гетера оказывала услуги совершенно бесплатно - а ведь только умный человек мог оценить интеллект Диогена, скрывающийся за эпатирующим поведением.

Самая ценная скульптура

Главным романом Фрины стала ее связь с великим греческим скульптором Праксителем. Гетера была так прекрасна, что художники ассоциировали ее исключительно с Афродитой. И Пракситель не стал исключением. Когда жители греческого острова Кос заказали ему статую богини любви и красоты для храма, скульптор в качестве натурщицы взял свою любовницу. Он так увлекся работой, что изваял целых две статуи: одетой богини и богини, входящей в воду и держащей в руках одежды. За каждую из скульптур он назначил одинаковую цену.

Целомудренные обитатели Коса купили статую одетой богини. А обнаженную Афродиту с удовольствием приобрели жители острова Книд. Это изображение Афродиты (а точнее - Фрины) стало целью паломников, которые теперь прямо-таки заполонили Книд. Благодаря статуе это место стало престижным: вместе с многочисленными визитерами пришли деньги. Копии Афродиты Книдской до сих пор восхищают чистотой и гармонией пропорций.

Отвергнутый ухажер Фрины - оратор Евфий - обвинил скульптора и гетеру в богохульстве: как-де можно представить божество в виде земной женщины? Дело разбирал афинский суд присяжных. Согласно легенде, защитник Фрины - оратор Гиперид использовал безотказный аргумент. Он просто сорвал одежды с богоподобной гетеры. И суд встал на сторону творца и его творения. Решили, что такое прекрасное тело просто обязано нести в себе божественную душу.

За внешней - поистине божественной - гармонией скрывался очень своенравный характер. Цену за свои услуги гетера назначала в соответствии с личными предпочтениями. Если с нечистоплотного оборванца Диогена Фрина не брала ни гроша, то богатейшему царю страны Лидии она заломила такую цену, что жаждущему любви властителю пришлось поднять налоги в своем государстве, чтобы расплатиться с гетерой.

О своенравии Фрины свидетельствует и еще один дошедший до нас эпизод. Однажды влюбленный в нее Пракситель предложил гетере взять из его мастерской любую понравившуюся ей статую в качестве подарка.

«А какая самая лучшая?» - спросила любовница. И тут скульптор почему-то заупрямился. Сколько ни уламывала его упрямая Фрина, он ни за что не соглашался назвать свое самое лучшее мраморное изваяние. Тогда гетера пошла на хитрость. Она подкупила его слугу. В один прекрасный день тот прибежал к хозяину с криком:

«В вашей мастерской пожар!» Пракситель схватился за голову: «Если сгорит "Сатир" или "Эрот" то я погиб!» Тут вошла улыбающаяся Фрина. Заявила, что все произошедшее было лишь мистификацией. И добавила: «Я, пожалуй, возьму себе "Эрота"».

Так она стала собственницей одной из самых прекрасных работ творца. И практически сразу же отдала «Эрота» в дар своему родному городку Феспии - фрина не была коренной афинянкой. Там скульптура и простояла несколько столетий, пока ее не увез в Рим жестокий император Нерон. В столице империи она все-таки погибла при пожаре...

В память о том «Эроте» нам осталась древнегреческая эпиграмма. В ней сам бог Эрот говорит:

Фрине он мной за любовь заплатил, и любовные чары
Я не стрелами отнюдь, только лишь взглядом дарю.

Неприступный философ

Денег у гетеры было немало. Иногда она тратила их на благие цели. Например, после того как войско Александра Македонского разрушило стены Фив, Фрина предложила восстановить укрепления за свой счет. Но при одном условии - что на одной из стен сделают надпись: «Фивы были разрушены Александром и восстановлены Фриной». Высоконравственные фиванцы подобное предложение отклонили...

Вообще, на Фрину нередко накатывало игривое настроение. Например, как-то она поспорила с группой афинских юношей, что она сможет соблазнить самого философа Ксенократа, который руководил платоновской Академией. Ксенократ славился как человек, абсолютно безразличный к интимной стороне жизни.

Фрина выбрала правильный момент: во время пира, после обильных возлияний она подсела к холодному интеллектуалу Ксенократу. Но сколько она ни прижималась к нему, какие нежные непристойности ни шептала ему на ухо - ничего не помогло. Философ устоял перед напором самой престижной афинской жрицы любви.

Фрина, разъяренная, как тигрица, покинула сборище. Юноши, с которыми она заключила пари, догнали ее и потребовали оговоренной платы. Гетера бросила им: «Я говорила, что разбужу чувства в человеке, а не в статуе!» Так спорщики ничего и не получили от своенравной красавицы.

Согласно другой версии, Фрина, одетая в тончайшие одежды, едва прикрывавшие ее прекрасное тело, ночью постучала в дверь Ксенократа. Философ открыл ей и предложил заночевать у него, чтобы не возвращаться домой среди ночи. Гетера не захотела лечь отдельно от мудреца и нагло залезла к нему в постель. Она страстно прижималась к Ксенократу. Но ничего не вышло: философ остался холоден...

По воспоминаниям современников, Фрина практически до конца своих дней сохранила свежесть лица и тела. Для этого она собирала рецепты омолаживающих снадобий по всему миру... До конца ее дней у гетеры не переводились поклонники.

После ее смерти Пракситель увековечил свою любовницу: золотая статуя фрины стояла в Дельфах, возмущая высоконравственных дельфийцев. Образ богоподобной жрицы любви вдохновлял и художников следующих поколений. Ее изображали и француз Жером, и англичанин Тёрнер, и польско-русский художник Семирадский.

Ольга СОКОЛОВСКАЯ





Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:
На Главную сайта "Загадки истории"

Главные рубрики сайта "Загадки истории"


Предыдущая     Женщина в истории     Следущая