«Вечная девочка»Актриса Янина Жеймо только во второй половине жизни смогла найти себя в образе взрослой женщины, До этого легендарной исполнительнице роли Золушки приходилось мириться со статусом «вечной девочки». А жизнь подбрасывала ей ситуации, в которых нужно было демонстрировать зрелость, принимать серьезные решения и отвечать за их последствия. В 1947 году, когда вышел легендарный советский фильм «Золушки, исполнительнице главной роли - актрисе Янине Жеймо — исполнилось уже 38 лет. Она была матерью двоих детей и переживала не самые лучшие времена. .. Но мало кто принимал за взрослую женщину человека ростом 148 сантиметров с тридцать первым размером ноги! Вопреки обстоятельствамРежиссер картины Надежда Кошеверова сразу поняла: после войны у Жеймо дела шли из рук вон плохо. Она часто видела грустную «вечную девочку», одиноко сидевшую в темноватом коридоре «Ленфильма» с папиросой во рту. Тогда съемки были великой редкостью. «Отец народов» Иосиф Виссарионович Сталин принял волевое решение: снизить количество снимаемых в СССР кинокартин до минимума. Как говорится, лучше меньше, да лучше. Теперь большинство киноактеров получало лишь жалкие «простойные» рубли, на которые едва можно было выжить. Такая участь не обошла и Жеймо. Но судьба в лице Кошеверовой сделала ей «профессиональный» подарок - как оказалось, последний в жизни артистки. «Золушка», как ни странно, была одним из самых рискованных проектов советского кинематографа. Почему? Достаточно посмотреть на состав съемочной группы. Фаина Раневская, исполнившая роль мачехи, дружила с опальной поэтессой Анной Ахматовой. Автор сценария Евгений Шварц общался с репрессированными поэтами Олейниковым и Заболоцким. Принц - Алексей Консовский - происходил из семьи репрессированных; Лесничий — Василий Меркурьев - был женат на дочери уничтоженного ранее театрального режиссера Всеволода Мейерхольда. Наконец композитор картины Антонио Спадавеккиа был по происхождению итальянцем. Жеймо же просто не нравилась Сталину. Ему импонировали женщины немаленького роста и плотного телосложения. А тут - какая-то пигалица... В общем, само начало съемок уже было чудом. На протяжении всего процесса работы над картиной возникали трудности - главным образом с костюмами и реквизитом. Остатки «буржуазной» роскоши приходилось собирать по знакомым, по театрам, по домам участников съемочной группы. Тем удивительнее, что на выходе получился шедевр, ставший жемчужиной советского кинематографа. Лучше всего, конечно, запомнили маленькую и грациозную Жеймо - с ее нежным лицом и лучистыми глазами. Следующую (и последнюю) свою роль Янина Болеславовна сыграла уже после смерти Сталина - в 1954 году в картине «Два друга». И то была уже роль мамочки. Однако эта роль была явно не для прирожденной травести Жеймо! Больше ее никто ни в театре, ни на экране не видел. Заложница амплуа«Вечная девочка» Янина Жеймо родилась в 1909 году в Белоруссии - в семье цирковых артистов. Отец был поляком, мать - русской. Будущая звезда стала четвертой дочерью в семье. Родители всех своих детей приобщали к профессии с ранних лет. Жеймо выступали и как акробаты, и как музыкальные эксцентрики, и как танцовщики. Янина с детства проявляла способности в самых разных жанрах - даже в классическом балете. В 1923 году умер отец. Тогда же в жизни Янины случилось еще одно событие: она перестала расти. По словам актрисы, до четырнадцатилетнего возраста она физически развивалась нормально. А потом как-то «замерла» в теле подростка. Жеймо относила такой сбой природы на счет того, что она таскала на голове тяжеленные ксилофоны, которые семья использовала цирковых номерах. После смерти кормильца мать с детьми переехала в Петроград. Работать приходилось много. Но веселая, заводная Янина как будто распространяла вокруг себя радость жизни. Крошечный рост и миниатюрное телосложение она обернула в свою пользу. Время работало на будущую актрису. В конце 1920-х - начале 1930-х годов снимали немало фильмов и ставили много спектаклей, в которых фигурировали дети - то трогательные девочки, то мальчишки-беспризорники. Так что артистичная девушка с такой внешностью, как у Жеймо, не могла остаться без работы. В 1925 году она снялась в роли мальчишки в картине «Мишки против Юденича». А дальше - пошло-поехало. Были еще всякие эпизодические роли девочек... В возрасте 25 лет она, к примеру, исполнила роль школьницы в картине «Разбудите Леночку». Жеймо, возможно, тяготилась бы своей «неполноценной» внешностью. Но она обрела уверенность в себе благодаря необычайному успеху у мужчин, которым Янина пользовалась с самых юных лет. По всей видимости, у представителей сильного пола она вызывала отцовское чувство - желание помочь и защитить. Первым ее мужем стал актер Андрей Костричкин. У супругов родилась дочь Янина Костричкина. Но рождение ребенка не помогло сохранению семьи. По слухам, молодой супруг был увлечен карточной игрой гораздо больше, чем семьей. Этот развод Жеймо пережила с легкостью, свойственной молодости. Следующий разрыв с мужчиной Янине Болеславовне дался намного тяжелее. Второй раз она вышла замуж за гораздо более преуспевающего человека - супругом артистки стал режиссер Иосиф Хейфиц. Тот самый Хейфиц, который снял «Депутат Балтики», «Плохой хороший человек», «Впервые замужем». У них родился сын Юлий, получивший фамилию матери. Перед войной карьера будущей исполнительницы роли Золушки перестала идти в гору. Да, были роли. Но режиссерам уже трудно было предлагать актрисе роли девочек: все-таки ей было уже тридцать. А на роли героинь она не совсем подходила. Возможно, сказывались мужские пристрастия Сталина, который неровно дышал к Любови Орловой, походившей на звезд немецкого кино, и на других женщин того же типа, вроде Валентины Серовой. Много лет спустя про карьеру Жеймо писали: режиссеры проглядели советскую Джульетту Мазину. Наверное, зритель СССР того периода не был готов лицезреть на экране трагикомическую женщину-девочку. Времена стояли мрачные, а искусство становилось все бравурнее... У разбитого корытаВ начале войны Хейфиц уехал с обоими детьми Жеймо в эвакуацию в Ташкент. Янина Болеславовна осталась в Ленинграде. В блокаду жила, как все: тушила на крышах зажигательные бомбы, голодала, бедствовала. Находила в себе силы с юмором относиться к ситуации, говоря: «Гитлер сделал одно доброе дело: я похудела». Только в 1942 году Жеймо смогла добраться до столицы Узбекистана. Она неслась к семье, как на крыльях, везя с собой чемодан, набитый бережно сохраненными ею «довоенными» вещами любимого мужа. Приехала Янина Болеславовна к разбитому корыту. Дети были живы и здоровы. А вот муж, как оказалось, поверил ошибочному сообщению о том, что эшелон, в котором ехала Янина, разбомбили. Хейфиц быстро и легко нашел себе новую женщину. Впрочем, увидев худенькую очаровательную Янину, он было раскаялся. Просил прощения, говорил, что совершил ошибку. Но твердая Жеймо его так и не простила. Это решение стоило ей огромных усилий. Желание казаться внешне спокойной обернулось для актрисы нервным расстройством. Вот примерно в этот момент Кошеверова и увидела Жеймо с папиросой в коридоре «Ленфильма»... Актриса крайне тяжело переживала не только проблемы в личной жизни, но и профессиональную невостребованность. Драматург Евгений Шварц писал о ней: «Она была создана для того, чтобы играть. А вне этого оставалась беспомощной и сердитой, как сердятся иной раз глухонемые». «Золушка» стала последним взлетом в карьере актрисы. После этого она занималась озвучиванием фильмов. Скамеечку, на которую крошечная Янина вставала, чтобы дотянуться до микрофона, на «Ленфильме» прозвали «жеймовочкой»... Несмотря на оценку Шварца, Жеймо смогла взять себя в руки. Все трудные годы ее поддерживал польский режиссер Леонид Жанно, за которого она в конце концов вышла замуж. В 1957 году актриса с мужем уехала в Польшу. Теперь в Москву она приезжала лишь время от времени. Видимо, киношной жизни Янина Болеславовна по уши наелась в СССР. За границей она отказывалась от любых ролей. Зато научилась хорошо готовить, прекрасно вела домашнее хозяйство. Скончалась она в 1987 году. Ее похоронили, согласно завещанию, в Москве, на Востряковском кладбище. Мария КОНЮКОВА Главные рубрики сайта "Загадки истории"
|