Святая без нимбаАктриса Ингрид Бергман была умной женщиной. И свой жизненный путь она оценила иронически: «Я прошла путь от святой до шлюхи и обратно до святой. И все в одной жизни». Точнее и не скажешь. Список наград великой актрисы Ингрид Бергман, полученных ею за 48-летнюю карьеру, поражает. Сложно даже представить, что столь титулованная артистка знала в своей жизни очень нелегкие времена. Только, в отличие от многих своих коллег, страдала она не от недостатка ролей, не от отсутствия таланта, не от непризнания. Ее мучили те, кто чрезмерно интересовался ее личной жизнью. Папина звезда![]() Почему Ингрид Бергман выбрала профессию актрисы? Дело в том, что съемки стали самым счастливым воспоминанием ее детства. Обычная шведская девочка Инфид появилась на свет в 1915 году в Стокгольме. Когда ей исполнилось всего 3 года, скончалась мать. Отец, Юстус Бергман, держал в столице Швеции небольшой фотомагазинчик. Но по призванию этот человек был настоящим художником. Дочь стала его любимой моделью. Он считал Ингрид чрезвычайно фотогеничной и все время снимал ее. От этого процесса и отец и дочь получали огромное удовольствие. Но судьба нанесла девочке следующий тяжелый удар. В 1928 году умер Юстус. Ингрид отдали на воспитание тете. Но и она через полгода скончалась. В конце концов, несчастная девочка оказалась в семье дяди, у которого было пятеро своих детей. Самым счастливым воспоминанием детства стали именно дни, когда ее фотографировал отец. К 17 годам Ингрид Бергман превратилась в очень красивую девушку: высокую (ее рост был 175 сантиметров) шатенку, с яркими глазами, манящими губами и безупречной фигурой. Ее лицо выражало одновременно силу и женственную беззащитность. Кроме того, от природы она была очень артистична. Умела управлять своей мимикой и движениями, выражая любые эмоции. Уже в 17-летнем возрасте Бергман без сучка без задоринки прошла пробы в Королевский драматический театр. Черед год ей предложили сниматься в кино - слишком заметен был ее талант, слишком ослепительна была красота. В возрасте 24 лет она исполнила роль в американском фильме «Интермеццо». Какая еще молодая актриса-шведка, едва говорившая по-английски, могла мечтать о таком? Оскорбленная добродетельИнгрид чаще всего поручали в Голливуде роли в психологических драмах. Ее героини страдали и должны были отлично «играть лицом». В 1942-м она сыграла Ильзу в картине «Касабланка». Эта женщина разрывалась между долгом и чувством к мужчине. В 1943-м была роль красивой, несчастной и влюбленной Марии в «По ком звонит колокол» по роману Хемингуэя. Первого «Оскара» Бергман дали в 1945 году за лучшую женскую роль в фильме «Газовый свет». И опять там была психологически надломленная героиня, попавшая в полную зависимость от мужа. Американцы теперь считали Бергман своей. Она воплощала собой американскую женщину-мечту. В США тогда особенно большое значение придавали личной жизни звезд Голливуда. А личная жизнь актрисы так же, как и карьера, больше походила на сказку, чем на реальность. Публике особенно импонировал тот факт, что супругом актрисы в 1937 году стал не какой-нибудь голливудский актер, которого бы все подозревали в донжуанстве, а почтенный врач-соотечественник Петтер Линдстром. Он поддерживал Ингрид во всех ее творческих начинаниях и совершенно искренне считал, что Голливуд откроет супруге большие карьерные возможности. У супругов родилась дочь Пиа. Ничто не могло испортить безупречную репутацию Бергман. Даже упорные слухи о том, что у нее роман с Хамфри Богартом - партнером по «Касабланке». Никто из американцев, считавших Ингрид своей, и поверить не мог в ее недобропорядочность. Шведская актриса стала американской святой: красивая, талантливая, верная жена и отличная мать. И тут... В 1945 году вышел антивоенный фильм итальянского режиссера Роберто Росселлини «Рим, открытый город». В 194б-м вниманию зрителей была представлена еще одна антимилитаристская картина итальянца - «Пайза». В США на работы Росселлини не обратили особого внимания. Зато Бергман, европейку по ментальности и самоощущению, эти фильмы прямо-таки перевернули. Голливудская звезда написала письмо режиссеру с предложением снять ее в какой-нибудь картине... Они познакомились 29 августа 1948 года (в день 33-летия актрисы) и влюбились друг в друга с первого взгляда. Ингрид не ощущала ничего подобного раньше. Она поняла: брак с положительным и добропорядочным Петтером давно набил ей оскомину. А итальянец, который был старше почти на 10 лет, разбудил в сдержанной шведке дремавшие доселе страсти. В следующей картине Росселлини «Стромболи, земля Божья» Бергман сыграла главную роль. Картина, рассказывающая о жизни беженки, которая стала женой рыбака и уехала жить с ним на маленький остров, не принесла ожидаемой славы ни актрисе, ни режиссеру. Новые встречи и расставанияПуританское общество осудило роман, который возник между Бергман и Росселлини. К моменту встречи оба состояли в браке. Какой скандал начался! Особенно много шума было в Америке: жители США не могли смириться с тем, что их идеал жены и матери оказался ниспровергнут. За океаном общественность стала бойкотировать картины Росселлини с участием Бергман. Петтер, супруг Ингрид, повел себя не лучшим образом. Он не отдал жене Пию и тянул с разводом. Но, несмотря ни на что, Ингрид и Роберто оставались вместе. К 1952 году у них было уже трое детей: сын Роберто и дочери-близняшки Изотта и Изабелла. Последняя стала известной актрисой и моделью. Но счастье Ингрид и Роберто продолжалось недолго. В какой-то момент Бергман поняла, что ее страстный, веселый и открытый супруг патологически ревнив. Роберто внушал ей: она должна сниматься только у него. А Ингрид чувствовала: участвуя в картинах только одного режиссера, она деградирует профессионально. Скандал измучил Бергман. Росселлини, который жил и снимал у себя на родине, переживал травлю легче. В 1956 году Ингрид снялась в американском фильме «Анастасия». Картина стала ее триумфальным возвращением в Штаты. Ее, наконец, простили. Все закончилось хорошо? Нет. Вскоре Роберто влюбился в молоденькую индуску и оставил Ингрид. Супруги расстались. Через короткое время Бергман вышла замуж за продюсера Ларса Шмидта. Дети от Росселлини большую часть времени проводили с отцом в Италии - уж слишком теплым, любящим и веселым человеком был их родитель. Ингрид принимала активное участие в воспитании, когда с кем-то случалось что-то нехорошее: например, после того, как Изабелла перенесла операцию на позвоночнике. Но теперь актриса сосредоточилась исключительно на карьере. После «Анастасии» она приняла участие еще в одиннадцати картинах, в том числе в «Осенней сонате», которую в 1978 году снял ее гениальный соотечественник и однофамилец Ингмар Бергман. К моменту съемок в картине артистка уже пять лет боролась с раком груди. В 1982 году она скончалась от этой болезни. Зрителям остались ее роли почти в 30 картинах - исключительно первоклассных. Ингрид Бергман не разменивалась на мелочи. Мария КОНЮКОВА Главные рубрики сайта "Загадки истории"
|