История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.





Душа вечного города

Мало кто знает о том, что первый космонавт Юрий Гагарин послал из космоса сообщение: «Приветствую весь мир и Анну Маньяни!» Что же это была за женщина, которую первый космонавт Земли не забыл даже на орбите?

В эпоху советского официоза фразу, в которой упоминалась иностранка из капстраны, широко транслировать не стали. И все же нельзя не отметить: Гагарин, первым увидев Землю из космоса, вспомнил о женщине, которая ему нравилась. Сегодня только тонкие ценители кино помнят эту великую актрису - символ неореализма в итальянском кино. Вряд ли существовала в мире более выдающаяся трагическая артистка.

Лицо неореализма

Сцена гибели героини картины «Рим, открытый город» навсегда врезается в память тех, кто видел фильм Роберто Росселлини, вышедший в 1945 году. Трудно забыть несчастную женщину, которую расстреливают, когда она бежит за грузовиком, увозящим ее возлюбленного.

В 1962-м вышел фильм «Мама Рома», снятый Пьером Паоло Пазолини, - еще одна картина, прославившая великую итальянку. В ней Маньяни сыграла очередную трагическую роль. Ее героиней стала проститутка, которая теряет самого дорогого человека - своего единственного сына.

Никто так, как Анна Маньяни, не умел передавать человеческие страдания. И это не случайно: ее жизненный путь был путем тревог и душевной боли. Судьба не щадила ее. Только профессия не обманула Анну. Все остальное - любовь родителей, счастливое материнство, романы с мужчинами - только поманило, но так и не оказалось синицей в руках. Именно тяжелые события, произошедшие с Анной в жизни, наполнили ее глаза той болью, от которой сжимается даже самое черствое сердце.

О Анне Маньяни другой великий итальянец - режиссер Федерико Феллини - говорил: «Ты - это Рим. В тебе есть что-то материнское, скорбное, мифологическое, разрушенное...» Это видел не один Феллини: за свою жизнь актриса снялась в трех фильмах, названия которых содержат имя столицы Италии.

В Риме Анна Маньяни родилась. В этом же городе она провела основную часть своей жизни. В нем она и закончила свои дни.

Актриса появилась на свет в 1908 году. О своей матери она говорить не любила. Доподлинно известно одно: по профессии та была портнихой. Имя отца родительница девочке не сообщила. Впрочем, вскоре мать и сама исчезла из жизни Анны: вышла замуж и уехала с супругом в Египет. Девочку оставила на попечение бабушки и теток. Ребенком Маньяни была тяжелым: ох, и намучились же родные с нервной и капризной будущей звездой! Сколько раз они посылали проклятия на голову ее легкомысленной родительницы...

Впрочем, Маньяни с детства была настолько артистична, что ни она сама, ни кто-либо из окружающих не видел ее никем другим, кроме профессиональной актрисы.

Несовременная красота

Анна Маньяни

Путь взлетов и падений, из которых состояла судьба Маньяни, начался с ее вступлением на актерский путь. Собственно, само начало творческого пути далось ей на удивление легко: Анну без всяких проблем приняли в актерскую школу Элеоноры Дузе. Будущее уже начало казаться девочке лучезарным, но в 1928 году погиб в автокатастрофе ее жених. Тот же 1928-й унес жизнь бабушки - самого близкого для Маньяни человека...

Театр помаленьку принимал Анну в свои объятия. Конечно же, было немало слез, мучений от непризнания и мелких эпизодических ролей. Но Маньяни упорно шла к своей цели. И, конечно же, ее мечтой стал кинематограф.

Анну Маньяни не заметить оказалось невозможно. Несмотря на тяжеловатое неправильное лицо, невысокий рост и самую обычную фигуру, эта артистка приковывала к себе взгляд - слишком поразительным было выражение ее глаз.

И ее начали снимать - поначалу как будто нехотя, ибо внешность Анны не соответствовала тогдашним жестким кинематографическим стандартам красоты. Режиссеры разрывались от сомнений: с одной стороны - незаурядный талант, с другой, полное отсутствие модных тогда мягких черт лица, огромных глаз и нежных губок.

Маньяни уже и сама начала сомневаться в собственном таланте. А тут она еще и вышла замуж - за красавца режиссера Гоффредо Алессандрини. Теперь она играла совсем мало - как истинная итальянская жена, Анна каждый день ждала мужа дома за богато накрытым столом.

Но этот роман, впрочем, как и все последующие, не принес счастья. Муж изменял ей, а впоследствии ушел от Анны к другой. И опять она осталась один на один со своим талантом... И продолжила свой, в общем-то, успешный творческий путь.

Теперь она играла и в кино, и в театре. И даже показала комическую грань своего таланта: скетчи с участием Маньяни пользовались большой популярностью. В 1942 году Анна родила своего единственного ребенка - сына Луку. Его отцом был актер, с которым у Маньяни был недолгий роман. Уже не самая молодая женщина считала материнство подарком судьбы. Но и тут именно судьба как будто сыграла с ней злую шутку. Красивый мальчик Лука заболел полиомиелитом - сын артистки стал инвалидом на всю жизнь. Теперь Анну часто сопровождал сначала мальчик, потом юноша, а потом и мужчина на костылях...

Итак, ни любовь мужчин, ни материнство не принесли Маньяни того счастья, к которому она так стремилась.

Звездный нас

Зато в 1940-е годы начался расцвет кинематографа: молодые режиссеры хотели видеть на съемочной площадке уже не хорошеньких куколок, а серьезных драматических актрис, способных передавать на экране человеческие страдания. Да и диапазон представлений о красоте заметно расширился. Анну ждал ее звездный час.

Однажды в ее дом постучался молодой человек. Он сказал, что он режиссер и что его зовут Роберто Росселлини... Именно Росселлини снял Анну в картине «Рим, открытый город». Именно этот постановщик воплотил в жизнь ее мечту: он дал раскрыться таланту трагической актрисы. И не на театральной сцене, а в кино.

А вот роман Маньяни с Росселлини закончился, как обычно это случалось в жизни Анны: любовник бросил ее ради другой. Роберто ждала не только блестящая профессиональная карьера. Его женой стала еще одна замечательная актриса - Ингрид Бергман. Но и от нее он ушел к следующей женщине. Таков уж был этот неугомонный итальянец Роберто...

Маньяни осталась вдвоем с больным сыном. У нее появилось много денег: она могла теперь смело выторговывать себе крупные гонорары. Ее домом стал княжеский дворец Альтьери. Но воспоминания о нищем детстве все еще тревожили звезду «Рима, открытого города». Анна, как безумная, скупала недвижимость в родном городе и сдавала ее внаем. Вряд ли она нуждалась в этих деньгах. Но лишние средства стали единственным способом унять детские страхи...

В 1950-е Маньяни, снявшаяся уже и у Лукино Висконти, могла не только выбивать себе крупные гонорары, но и выбирать роли, которые она хотела или не хотела играть. Ею восхищались. Режиссер Жан Ренуар писал об Анне: «...реализм, позволяющий ей создавать народные образы с поразительной трагической выразительностью, и врожденное благородство, аристократизм, благодаря которым она во дворце выглядит так же естественно, как и на грубо сколоченных подмостках провинциального театрика».

Тем не менее желанных для нее сценариев на родине не находилось. В конце концов раздраженная итальянка на некоторое время покинула родной город: она благосклонно ответила на предложения американских продюсеров.

За роль в «Татуированной розе», снятой в 1955 году по пьесе Теннесси Уильямса, Маньяни - первая итальянка - получила премию «Оскар». Карьера актрисы в США складывалась блестяще. Но Анна не была бы итальянкой, если бы на расстоянии ее не манил родной Рим.

В ее творчестве наступила пора затишья. Впрочем, теперь это не так тревожило актрису. Мир ее признал. И она стала вести уединенный образ жизни в своем дворце. Ее главными компаньонами стали собаки и кошки. Анна их обожала и держала в большом количестве. По ночам лауреатку «Оскара» можно было застать на римских улицах: великая актриса, не желая оказаться узнанной, выходила из своего дворца, чтобы покормить бездомных животных.

Анну ждала череда провальных фильмов. Тем не менее в 1962 году она снялась в «Маме Роме», теперь уже навсегда став символом Вечного города.

Последняя удача случилась в творчестве Маньяни в 1973-м - в год ее смерти. Она скончалась в день премьеры фильма «1870» - последней картины со своим участием. В день похорон Анны Маньяни римляне не работали: город хоронил ту, которая стала его лицом.

Ольга СОКОЛОВСКАЯ





Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:
На Главную сайта "Загадки истории"

Главные рубрики сайта "Загадки истории"


Предыдущая     Женщина в истории     Следущая