Княгиня с характеромВ русских летописях о женщинах писали мало. Даже даты рождения они не удостаивались. О них упоминали, как правило, в связи со вступлением в брак. Да и это было скорее подтверждением женитьбы мужской особы. А заканчивалась биография днем смерти или уходом в монастырь. Ведь женщина в государстве никакой роли обычно не играла. Исключением стала киевская княгиня Ольга. О происхождении русской княгини Ольги не существует единой версии. Да и называют ее разными именами: Ольга, Хельга, Хальга, Эльга, Алогия, Елена. В летописи говорится что Игорь привез себе жену Ольгу из Плескова - то ли это Псков, то ли болгарский город Плискувот. По другим источникам, она была родственницей Вещему Олегу и имя ее - варяжское. Василий Татищев считал, что Ольга была внучкой новгородского посадника Гостомысла и звали ее Прекрасой. Расправа над древлянамиВ 903 году девочку, возрастом около 10 лет, привезли в Киев, чтобы обручить с 25-летним сыном князя Рюрика - Игорем. В 912 году Игорь стал великим князем Киевским. Ему довелось покорять древлян, оглядываться на печенегов, что появились в степях Причерноморья, и безуспешно воевать с Византией. Князю постоянно приходилось совершать далекие и долгие походы. Поэтому внутренними делами занималась Ольга. Супруг выделил ей Вышгородское княжество, где она еще при жизни Игоря подписывала государственные договоры. Осенью 945 года великий князь Игорь с дружиной отправился собирать дань с покоренных земель. Путь его лежал к народу древлян. Собрав дань, он направился в Киев, но по дороге его воины начали ставить ему в укор, что отроки (военнослужащие) киевского воеводы Свенельда имеют лучшее оружие и наряжены в более богатые одежды. Игорь отправил в Киев с обозами большую часть войска, а с меньшим числом вернулся в древлянские селения. Узнав об этом, князь древлян Мал послал гонца к Игорю с требованием покинуть их земли, так как вся дань, что полагается по договору, уплачена. Но гордый Игорь его не послушал... Вскоре гонец привез княгине Ольге печальную весть о том, что дружина разбита, а муж ее убит - разорван между двумя деревьями. Жестокая расправа над князем вызвала недовольство киевлян. Со всех концов города люди стали сходиться на площадь около терема княгини. Все шумели: женщины плакали, а мужчины требовали кровной мести. Наконец тяжелые дубовые двери, обитые позолоченной медью, отворились. В наступившей тишине на крыльце появилась княгиня, одетая в траур. «Я поступлю так, как требуют законы наших предков. Клянусь отомстить за князя Игоря!» - объявила Ольга. Через день начались сборы денег, киевляне тщательно готовились к военному походу. Неожиданно в Киев прибыли старейшины из Искоростеня - столицы древлян. Они предложили княгине выйти замуж за Мала. Ольга послов не приняла. А наутро к ним пришли княжеские слуги, сказав, что окажут им честь великую и прямо в лодках отнесут в город. Но не донесли их до палат, а бросили в глубокую яму и засыпали. Древлянам передали, что негоже посылать к княгине сватов, недостойных ее величия. Тогда они отправили к Ольге знатных людей княжеского рода. Встретила Ольга сватов с почестями: для них истопили баню и предложили помыться с дороги. А когда они в баню вошли, двери закрыли и сожгли их заживо. Войско тем временем было готово. Но княгиня двинулась к древлянам лишь с небольшим отрядом. У могилы Игоря велела она насыпать большой курган, а древлянам наказала принести медов побольше. По обычаю, у могилы устроили военные игрища. После них отроки княгини пили с древлянами до беспамятства. Когда те заснули, подошла дружина киевская и порезала всех. Число их, как гласит летопись, было около 5 тысяч. Но и этого оказалось мало княгине. Решила Ольга окончательно покорить древлян. Собрав еще большее войско, она направилась в их столицу. Древляне вышли навстречу, но силы были неравные, и они отступили, закрывшись в городе. Ольга сожгла Искоростень и вернулась в Киев. Неуступчивая ВизантияСуществует легенда, что, вернувшись в Киев, Ольга приметила старика, который предсказал ей когда-то, что станет она великой правительницей. Гордая своими поступками княгиня подошла к нему и напомнила о его предсказании. Однако вместо хвалебных речей старец, оказавшийся христианином, поднял руки к небу и произнес: «Ты великая грешница! На тебе кровь невинных людей. Кайся!» После этих слов Ольга стала часто бывать у него и скоро изменилась до неузнаваемости. Эта легенда, скорее всего, не соответствует действительности - христианская община появилась в Киеве гораздо позднее. Но Ольга явно понимала, что управлять разрозненными язычниками из одного центра весьма проблематично. Для объединения нужна была новая единая вера. И христианство подходило для этого как нельзя лучше. К тому же княгиня решила подписать мирный договор с Византией, скрепив его браком своего сына Святослава и одной из дочерей императора. Летом 957 года в Константинополь прибыл караван киевских кораблей, на которых было почти полторы тысячи человек. Однако их встретили не очень любезно. Около двух месяцев ждала великая княгиня приема, стоя под стенами Константинополя. Наконец ей сообщили, что император Константин VII приглашает ее во дворец. До нас дошли не только богатые фольклорные свидетельства этой аудиенции, но и записи самого императора, который был историком и писателем. В произведении «О церемониях византийского двора» им описан официальный прием киевской правительницы Эльги в императорском дворце. Ей оказали положенные по рангу почести, однако княгиня осталась недовольна. Ее слишком долго держали в порту, да к тому же отказали в браке ее сына-язычника с императорской дочерью. Она желала договориться о христианской митрополии в Киеве, но Константин счел это дерзостью, подчеркнув своим отказом превосходство Византийской империи. О крещении Ольги в Византии есть насколько версий. По одной, она ехала в империю специально, чтобы принять новую веру. По другой же, княгиня уже была крещеной, и ее сопровождал священник Григорий - наставник или духовник. Хотя для придания важности визиту она могла совершить вторичное публичное крещение в Константинополе, где крестным отцом ее стал сам император. Дань по справедливостиКнягиня Ольга вошла в историю как великий реформатор. Начала с «хождения» к древлянам и новгородцам. Она лично определяла виды промыслов, следила, чтобы подданных не лишали возможностей добывать средства к существованию, и они были в состоянии платить налоги. Ольга утвердила постоянную норму дани («уроки»), установила для ее сбора специальные места («погосты»), у которых поставила княжеские знаки («знамения»). Никаких самозваных грабительских набегов или требований, превышающих установленную сумму, больше не было. Увидев, что такой метод пришелся по душе тем, кто платит дань Киеву, она распространила его на все земли. Вскоре «погосты» обросли укреплениями и стали центрами торговли и культуры, местами сосредоточения иностранных купцов. А с воинственными европейскими правителями Ольга старалась заключить мирные договоры, как с властителем Священной Римской империи Оттоном I. Со временем спокойная обстановка внутри страны позволила укрепить власть и преобразовать саму княжескую вотчину. В Вышгороде рядом с каменным теремом вырос еще и дворец, где появился богато украшенный фресками, мрамором и розовым шифером тронный зал для торжественного приема зарубежных послов и гостей, что послужило укреплению политического авторитета Киевской Руси на международной арене. Николай Карамзин писал, что княгиня Ольга «овладела кормилом государства и мудрым правлением доказала, что слабая жена может иногда равняться с великими мужами». Ольга не запрещала язычество, но постепенно устраняла капища и строила христианские храмы. Княгиня, умершая в 969 году, была похоронена в одной из своих церквей. В XVI веке церковь причислила ее к лику равноапостольных святых. Многие дела и начинания Ольги завершил ее внук — князь Владимир. Он крестил Русь, женился на византийской принцессе и укрепил княжескую власть. А позднее также был причислен к лику святых. Юлия КРАВЧЕНКО Главные рубрики сайта "Загадки истории"
|