История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.





Счастливица Хенни

Немецкая актриса Хенни Портен прожила 70 лет. Это время вобрало в себя самые страшные и тяжелые события прошлого столетия: две мировые войны, приход к власти в Германии партии национал-социалистов во главе с Адольфом Гитлером. Но Хенни оставалась на плаву при всех режимах. Ее нежное лицо не переставало покорять сердца с киноэкрана.

Хенни Портен родилась 7 январи 1890 года в Магдебурге, в семье оперного певца. В 1895 поду, когда Хенни исполнилось пять лет, Франц Портен с супругой и двумя дочерьми (старшую сестру Хенни звали Розой) переехал в Берлин. Там он начал карьеру кинорежиссера. Новое искусство буквально заворожило всю семью Портен. В итоге только мать никак себя не показала в кинематографе. А обе дочери и отец посвятили себя этому чуду.

Во власти волшебства

Франц Портен стал режиссером первых немецких картин со звуком. Тут надо сказать, что бывший оперный певец - человек с музыкальным образованием - был незаменим в новом виде искусства. Дело в том, что в начале XX столетия изобрели устройство под названием биофон.

Это чудо техники соединяло кинопроектор с граммофоном, что позволяло синхронизировать звук с изображением. Но с биофоном мог работать не каждый. Требовались люди с тонким слухом.

Так что Франц здесь оказался как никогда кстати.

Роза, грубоватая на вид, брала на себя роли эдаких разбойниц. А Хенни, нежнейший ангелочек, исполняла нечто трогательно-трагическое. Младшая Портен сразу стала звездой. А не столь красивая Роза вскоре ушла в режиссуру - вслед за отцом.

В 1910-х годах Хенни снималась практически непрерывно.

Кинематограф между тем не стоял на месте. Многие звезды начала века постепенно сходили с экрана. Во-первых, умерло немое кино. А в звуковом кинематографе нашли себя единицы из числа служителей Великого немого. Во-вторых, драматургия картин становилась все сложнее. Стали снимать полнометражные фильмы. Теперь это были не простенькие этюды, не требовавшие от актеров особых талантов. В кино стали нужны люди, способные изображать лицом сложную гамму чувств и переживаний. Хенни на этом фоне с легкостью вошла в полный сложных оттенков мир полнометражного кино.

Возможно, правдоподобно изображать страдание ей помог страшный жизненный опыт. В 1912 году актриса вышла замуж за режиссера Курта Штарка, снимавшего Портен во многих своих фильмах (еще немых). А уже в 1916 году Курт погиб на одном из фронтов Первой мировой войны. Смерть мужа Хенни переживала очень тяжело.

Немецкая женщина!

Киноактриса Хенни Портен

В начале 1920-х слава Портен вышла за пределы Германии. В 1923 году она исполнила роль в монументальном фильме «Иисус Назаретянин, Царь Иудейский». Она играла Деву Марию и изобразила ее весьма убедительно. Этим грустным карим глазам не поверить было невозможно.

Адольф Гитлер пришел к власти в Германии в 1933 году. Но предыдущее десятилетие, по большому счету, было подготовкой к правлению нацистов. Инфляция, бедность, безработица, царившие в Германии в послевоенные годы, привели многих немцев в смятение. В это смутное и безнадежное время многие стали прислушиваться к голосу националистов, который с каждым годом набирал силу.

Вот как, например, оценило творчество Хенни Портен немецкое издание «Кинозритель» в 1925 году: «Немецкая женщина! Немецкая не только благодаря своим русым волосам, большим глазам и крепкой женской фигуре! Немецкая, главным образом, потому, как передает она свои роли своим характером, своей индивидуальностью; пленительно сияют они с экранов и трогают нас своим обаянием и теплом именно потому, что немецкие!» И что с того, что Портен всего два года назад успешно справилась с ролью еврейской женщины Марии, матери Христа? Немецкая женщина - и все тут.

Впрочем, Портен справилась и с ролью Анны Болейн - жены английского короля Генриха VIII, которую он казнил, заподозрив в неверности.

Немцам же, конечно, больше всего по душе пришлось исполнение Хенни роли Ястребиной Валли в одноименном фильме, снятом в 1921 году. Тут все шло по законам жанра: молодая, прекрасная и несчастная героиня, настоящая немецкая женщина, страдающая от несправедливости, вынужденная скрываться от людского гнева. В то же время примерно в том же амплуа снималась и Лени Рифеншталь - будущий любимый режиссер фюрера, настоящий соловей национал-социалистической партии.

Но творческий и человеческий путь Хенни Портен не имеет ничего общего ни с выбором Лени Рифеншталь, ни с карьерой другой немецкой кинозвезды - Марлен Дитрих, которая покинула Германию и снималась в Голливуде.

Несгибаемая красотка

Портен, очень тоненькая в юности, с годами несколько располнела. Некоторым артисткам такие перемены во внешности стоили карьеры. Но - о чудо! - Хенни снова оказалась «в струе». Фашисты, которые к тому моменту набирали все большую силу, в качестве идеала женщины провозгласили даму с пышными формами, намекающими на плодовитость. Правда вот, детей у Портен никогда не было...

В общем, ни приход к власти нацистов, ни Вторая мировая война не прервали кинокарьеры Хенни. Более того - с каждым фильмом актриса совершенствовала свое мастерство. Она с равным успехом исполняла роли и горничных, и королев. Правда, горничные в ее исполнении тоже слегка походили манерами на королев. Но такая трактовка образов простолюдинок только добавляла актрисе пулярности. В конце концов по мнению, германских националистов, немецкая женщина всегда должна была выглядеть как королева.

Правда, для нацистов биография Хенни Портен выглядела далеко не безупречно. Дело в том, что в 1921 году - через пять лет после гибели первого супруга - актриса вступила во второй брак. Ее избранником стал Вильгельм фон Кауфман-Ассер, главный врач санатория, еврей по национальности. После женитьбы он оставил медицину и стал продюсером жены.

В 1933 году нацисты мягко, но настойчиво дали понять Хенни, что ей для продолжения успешной кинокарьеры при новой власти неплохо было бы развестись с мужем и отречься от него. Но не тут-то было! Портен с той же внешней мягкостью отказалась и от отречения, и от развода. Впрочем, таких преданных жен евреев среди немецких женщин оказалось немало. Известна даже демонстрация немок, которые требовали не трогать их мужей-евреев. Это выступление, между прочим, увенчалось успехом.

Портен никогда ни в каких демонстрациях не участвовала. Но и от мужа не отказалась. Наказание последовало на удивление легкое: она лишь пару лет не снималась. А потом опять актриса стала появляться в фильмах. Оказалось, что за нее лично заступился большой ее поклонник Альберт Геринг, младший брат Германа Геринга, главы немецкой авиации. Геринг-младший был полной противоположностью своего брата-нациста. Он, пользуясь покровительством Германа, не раз спасал евреев и антифашистов от смерти.

Так что в 1935 году фашисты отпустили Портен ее «грех». При нацистах она с 1935 по 1943 год снялась в девяти картинах. Потом стало уже не до кинопроизводства...

После краха гитлеровского режима победители «зачли» Портен верность мужу-еврею... До 1958 года Хенни снималась на киностудии DEFA. Скончалась актриса в 1960 году.

Анна СЕРОВА





Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:
На Главную сайта "Загадки истории"

Главные рубрики сайта "Загадки истории"


Предыдущая     Женщина в истории     Следущая