Как обуздали Волгу-матушку

Автор: Maks Окт 20, 2020

Индустриализация в СССР требовала большого количества источников электроэнергии. Кроме как строительством новых ТЭЦ и ГЭС, никаким другим способом эту проблему в 1930-е годы было не решить. Впрочем, сразу после воины строительство мегаэлектростанции в СССР продолжилось, и главной из них была Сталинградская ГЭС.

Как известно, Волга — крупнейшая река в европейской части СССР. Именно здесь проживала значительная часть населения и была сосредоточенна промышленность страны. Поэтому строительство электростанций на Волге начали вместе с индустриализацией, но возведение уникальных сооружений прервала война.

Лучше позже, чем никогда

Строительство гидроэлектростанции неподалеку от впадения Волги в Каспийское море советские инженеры рассматривали еще в 1930-х годах, в рамках проекта «Большая Волга». Им подразумевалось регулирование течения реки каскадом гидроузлов. С 1931 по 1936 год была спроектирована масса решений преобразования великой реки. Количество гидроузлов и их параметры постоянно менялись, только до 1934 года в Госплан было подано 14 различных проектов. Наконец, в 1934 году проект инженера Александрова по строительству Камышинского гидроузла (недалеко от Сталинграда) был одобрен, но строительные работы так и не стартовали. Власти решили сконцентрировать ресурсы на возведении более эффективного Куйбышевского гидроузла. Впрочем, про ГЭС возле города Сталина никто не забыл, проект просто отложили.

Но, как показала история, решение оказалось удачным, ибо грянувшая война могла начисто похоронить уже готовое сооружение. А после ее окончания к планам обуздать Волгу-матушку вновь вернулись.

При выборе места строительства Сталинградского гидроузла приняли во внимание уникальность Волго-Ахтубинской поймы. Ведь ее затопление стало бы экологической катастрофой. Да и сельское хозяйство тоже понесло бы значительный урон. Поэтому проектировщики решили строить плотину недалеко от Сталинграда, чуть выше города, который после войны вновь набирал промышленные обороты.

Как и на предыдущих стройках ГЭС на Волге и Каме, считалось, что возведением Сталинградской станции будут комплексно решены вопросы не только энергетики, но и речного и железнодорожного транспорта, а также орошения полей.

Подготовительные работы на стройке были начаты уже в 1950 году. Хотя на тот момент не существовал даже проект станции, а только пояснительные записки и эскизы к подготовительным работам. По сложившейся традиции, вся тяжесть работ перекладывалась на заключенных. Они должны были построить не только ГЭС, но и Волго-Ахтубинский канал и дома для вольнонаемных строителей. 17 августа 1950 года здесь возник Ахтубинский исправительно-трудовой лагерь, где содержалось около 5 тысяч заключенных. Они и стали первой движущей силой нового проекта.

Без зеков, но с комсомольцами

Только через год после того как стартовали подготовительные работы, в правительство поступило проектное задание на ГЭС, а утверждено оно было Советом министров СССР, когда стройка была в самом разгаре, — 3 мая 1952-го.

Проект подразумевал, что Сталинградская ГЭС будет иметь мощность 1785 мегаватт (17 гидроагрегатов), а ее выработка электроэнергии составит 10 миллиардов киловатт-часов. Это делало ее самой крупной электростанцией не только Европы, но и мира. Когда в 1956 году технический проект ГЭС был окончательно утвержден, мощность исполина выросла еще больше — до 2563 мегаватт. Не случайно стройка Сталинградской ГЭС сразу вошла в список великих строек коммунизма.

Реализация проекта, который во многом напоминал Куйбышевскую ГЭС, шла полным ходом, когда внезапно, в марте 1953 года, умер лидер страны Иосиф Сталин. Вскоре министр МВД Лаврентий Берия объявил широкомасштабную амнистию, в результате которой на свободу вышли миллионы заключенных. В том числе и из Ахтублага, а в мае 1953 года лагерь был ликвидирован. Впрочем, на тот момент половина рабочих на стройке были вольнонаемными.

Строительство Сталинградской ГЭС на ВолгеВ мае 1953 года строительство ГЭС было передано от МВД Главгидрострою Министерства электростанций и электропромышленности СССР. Сумятица, связанная с передачей от одного застройщика к другому, а также уход ключевых специалистов на другие крупные объекты сделали свое дело — темпы строительства ГЭС к 1954 году снизились. Тем не менее шанса остаться недостроем у станции просто не было, электроэнергии отчаянно не хватало. Строительство ГЭС стало одной из ударных комсомольских строек. Молодежь ехала сюда не только за романтикой, но и за жильем. Ведь, в отличие от других строек коммунизма, его здесь давали не на временной, а на постоянной основе.

5 сентября 1954 года в фундамент станции был залит первый кубометр бетона. Под надежными щитами в котлованах стартовало строительство основания ГЭС, водосливной плотины, судоходного шлюза и пойменного участка земляной плотины. Одновременно методом гидромеханизации проводились работы по созданию подводящих и отводящих каналов.

За ходом стройки внимательно следил лидер страны Никита Хрущев. Введенная им политика борьбы с архитектурными излишествами оказалась на руку. Из проекта станции исчезли башни, шпили и другие декоративные элементы. Помимо них приказал долго жить и спроектированный самотечный канал для обводнения севера Прикаспийской низменности, который должен был протянуться от Волгоградского водохранилища до Урала. Все это удешевило и ускорило реализацию проекта.

Крупнейшая в мире!

Что касается технической части, то здесь решения не упрощались, а вводились новые и передовые методы. Именно здесь впервые в СССР были разработаны и применены вибрационные механизмы (катки, погружатели, молоты), гидровибробурение скважин, крупноблочные и крупнопанельные керамзитобетонные конструкции и другие новые технологии. Механизация земляных, бетонных и монтажных работ на отдельных участках достигала 100%, что было немыслимо для предыдущих строек силами ГУЛАГа.

23 октября 1958 года после окончания строительства бетонных конструкций гидроузла и завершения навигации вода из Волги стала поступать в котлованы. Сама река перекрывалась в две очереди: сначала отсыпкой банкета сузили основное русло, а потом перекрыли 300-метровый проран. 31 октября в 10 часов вечера Волга была полностью перекрыта плотиной новой ГЭС.

Уже в декабре 1958 года при не полностью заполненном водохранилище были запущены три новых генератора. К слову, диаметр колеса их турбины составил 9,3 метра! Именно этот генератор взял в том же году Большой приз на Всемирной выставке в Брюсселе. И именно эти чудо-машины дали первый ток от волжской воды на новой ГЭС.

Волжская ГЭС стала уникальным объектом для своего времени. Помимо самой станции с 17 гидрогенераторами, строители возвели несколько многометровых плотин с железнодорожной и автомобильной дорогами и кучу вспомогательных сооружений. Был прорыт Волго-Ахтубинский канал для обводнения реки Ахтубы, часть которой закрывалась шлюзами плотины ГЭС.

Проектный уровень в водохранилище впервые был достигнут 17 июня 1960 года. Но только 9 декабря 1960 года, когда все агрегаты ГЭС вышли на проектную мощность, было объявлено о завершении строительства ГЭС. По расчетам экономистов, себестоимость энергии здесь была в девять раз ниже себестоимости энергии ТЭЦ, что экономило 5 миллионов тонн донецких антрацитов ежегодно. А сама станция экономически окупилась уже к 1967 году.

В 1961 году Сталинградская ГЭС была переименована в Волжскую имени XXII съезда КПСС. Она стала крупнейшей гидроэлектростанцией в мире. Только в 1963 году этот чемпионский титул у нее отобрала другая советская гидроэлектростанция — Братская.

Лев КАПЛИН

  Рубрика: Без рубрики 354 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:42. Время генерации:0,323 сек. Потребление памяти:9.65 mb