История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.





С неба на землю

Власти любят отмечать праздники чем-либо необычным: фейерверком, военным парадом, воздушным авиашоу. Таким же образом хотели порадовать зрителей украинские власти 27 июля 2002 года, когда на аэродроме под Львовом запланировали демонстрацию достижений украинских авиаторов за последние годы. Увы, показ завершился страшной катастрофой...

На первый взгляд, подготовка к празднику на Скниловском аэродроме велась на должном уровне. Так, фигуры высшего пилотажа должны были исполнить опытные пилоты I класса группы «Украинские соколы» полковник Владимир Топонарь и второй пилот полковник Юрий Егоров.

Низший пилотаж

По некоторым данным, на аэродром тогда пришли около 10 тысяч человек. Погода не подвела - был теплый летний день. Но уже в начале шоу все пошло не по спланированному сценарию.

Выполнять непростое задание должен быть МиГ-29УБ. Но по каким-то неясным причинам (погодные условия или что-то другое) машина не смогла вылететь во Львов. Вместо нее ВВС Украины подготовили другой самолет - Су-27УБ.

В 12:52 по местному времени Су-27УБ исполнял фигуру высшего пилотажа, называемую полупетлей. Увы, экипаж с заданием не справился: фигуру выполнили на слишком малой высоте с нарушением норм и выходом на критические углы атаки. Пытаясь перейти к горизонтальному полету и избежать столкновения с землей, пилот Топонарь ввел машину в режим сваливания, на вывод из которого высоты уже не хватило.

С растущим непарируемым креном самолет задел дерево, затем ударился крылом о бетон и некоторое время скользил вдоль земли по летному полю, заполненному зрителями. Задев стоявший на аэродроме Ил-76 и выполнив 3 оборота вокруг оси центроплана, он рухнул в толпу зрителей. После этого прогремел взрыв и возник сильный пожар. Невзирая на то что пилоты катапультировались уже после контакта с землей, они получили только незначительные повреждения.

Почти сразу для спасения людей прибыли около 20 машин скорой помощи и пожарные команды. Но было поздно: поначалу на месте столкновения двух самолетов обнаружили останки 12 человек, хотя это было еще не все.

Трагедия не повторится?

Как выяснилось позже, вследствие падения истребителя на толпу зрителей погибли 77 человек, из них 28 детей (первоначально называлось большее количество погибших, сообщали о гибели 86 человек - разночтения возникли из-за того, что некоторые тела были разорваны на части). Всего же пострадавшими признали 543 человека: такое количество погибших позволяет отнести эту катастрофу к самым многочисленным в истории авиационных шоу.

Уже через несколько часов после трагедии во Львов прибыли первые лица государства: секретарь СНБО Евгений Марчук пообещал детальнейшее расследование трагедии. Президент Леонид Кучма дал слово не оставить пострадавших в беде. Правда, первоначальный приезд комиссии во Львов был ознаменован пышным фуршетом в честь министра обороны и членов комиссии.

В чем же была причина катастрофы? Неужели опять пресловутый человеческий фактор? А может, диверсия? В этом предстояло немедленно разобраться специалистам всех уровней.

Расследованием трагедии занялись Генеральная прокуратура Украины и специальная комиссия Министерства обороны Украины. С самого начала было выдвинуто несколько версий причины аварии: ошибка пилотов; внезапный отказ двигателей самолета; ошибка в организации полетов; ошибка в организации размещения зрителей на аэродроме; слишком большое количество топлива, залитого в баки.

В результате расследования пресс-центр Генеральной прокуратуры сделал заявление, в котором причинами трагедии назвали плохую организацию подготовки и проведения авиашоу. Обвинения выдвинули и против пилотов: им инкриминировали отклонение от летного задания, низкий профессионализм и разгильдяйство.

Сами летчики не признавали своей вины в аварии и указывали на плохую организацию шоу, в частности на то, что их полетные карты, по сути, отличались от карты местности, где состоялись маневры. Кроме того, пилоты сообщили, что выполняли маневры на самолете, на котором заранее не тренировались. Эксперты также признали, что в момент выполнения фигур пилотажа наземные службы должны были немедленно оповестить экипаж об отклонении их от программы авиашоу и приближении к зрителям. Ведь, по летной инструкции, при приближении к земле на расстояние 200-250 метров все фигуры высшего пилотажа немедленно прекращаются. Но всего этого в Скнилове сделано не было. Такая безответственность привела к страшным жертвам среди мирного населения.

В тот же день министр обороны страны Владимир Шкидченко подал рапорт об отставке, но его не принял президент Украины Леонид Кучма. Также были сняты с должностей главнокомандующий ВВС Украины генерал-полковник Стрельников и командующий 14-м авиационным корпусом Онищенко. Еще нескольких генералов и работников аэропорта отстранили от должностей. Командир экипажа Владимирь Топонарь был приговорен к 14 годам лишения свободы, второй пилот Юрий Егоров - к 8 годам заключения.

Виктор ВОЛЫНСКИЙ





Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:
На Главную сайта "Загадки истории"

Главные рубрики сайта "Загадки истории"


Предыдущая     Катастрофы     Следущая