Человеческий фактор17 сентября 1908 года во время авиационного праздника на военной базе Форт-Мейерс (штат Западная Вирджиния, США) произошла первая в истории авиакатастрофа, в которой погиб человек. Им стал лейтенант Томас Селфридж — пассажир биплана конструкции братьев Райт. С тех пор авиация ушла далеко вперёд. На смену малёньким самолётам пришли гигантские и, казалось бы, безопасные лайнеры. Увы, ежегодно в мире происходят десятки авиакатастроф, а список их жертв постоянно пополняется. И чаще всего виноват в этом человеческий фактор. Столкновение на ТенерифеСамой тяжёлой по числу жертв авиакатастрофой и по сей день остаётся трагедия 27 марта 1977 года на Тенерифе (Канарские острова). Причиной её стала череда взаимных ошибок пилотов и диспетчеров. В тот роковой день в тумане на взлётно-посадочной полосе столкнулись два «Боинга-747» компаний Pan American и голландской KLM. Диспетчер вышки управления аэропорта говорил по-английски с сильным испанским акцентом, а потому экипажи обоих лайнеров плохо понимали его и постоянно переспрашивали. К тому же они постоянно вмешивались в разговоры и перебивали друг друга. В итоге оба «боинга» оказались на одной полосе: KLM набирал скорость, собираясь взлететь, a Pan American двигался ему навстречу, чтобы свернуть на рулежную дорожку. Лайнеры столкнулись лоб в лоб. На борту голландского «боинга» погибли все 234 пассажира и 14 членов экипажа. Жертвами со стороны американской авиакомпании стали 326 пассажиров и 9 членов экипажа, ещё 61 человеку удалось спастись. 583 жертвы — до сих пор это остаётся непревзойдённым «рекордом» катастроф в истории авиации. Хочется верить, что никто и никогда его и не побьёт. Языковой барьерНаиболее масштабной по числу жертв при столкновении самолётов в воздухе считается катастрофа, произошедшая 12 ноября 1996 года над индийским городом Чархи Дадри в 75 километрах от международного аэропорта Дели. Увы, и здесь не обошлось без языкового барьера. В воздухе встретились Ил-76 «Казахстанских авиалиний» (27 пассажиров, 10 членов экипажа) и «Боинг-747» из Саудовской Аравии (289 пассажиров, 23 члена экипажа). Комиссия установила, что радист «Ил-76» плохо понимал команды индийского диспетчера. В итоге казахстанский лайнер занял тот же эшелон, что и «боинг». В момент встречи «Ил-76» крылом и хвостовым оперением буквально разрезал саудовский самолёт. При этом, что удивительно, прибывшие к месту катастрофы спасатели обнаружили четырёх выживших пассажиров «Ил-76». К сожалению, спасти их не удалось: все они скончались в больнице. Таким образом, в общей сложности эта трагедия унесла 349 жизней. Понадеялись друг на другаДоказательством того, что небо не прощает даже малейшей ошибки, может служить катастрофа лайнера DC-10 «Турецких авиалиний» под Парижем, произошедшая 3 марта 1974 года. Тут сошлись воедино и конструкторские недоработки, и халатность персонала. Лайнеры этой модели имели недостаток — дефектный механизм запирания двери багажного отсека. Рабочий, загружавший на борт DC-10 багаж, этого не знал, к тому же поленился ознакомиться с инструкцией (написанной на английском языке, которым он не очень владел). Поэтому он, как ему показалось, надёжно запер дверь и посчитал свой долг выполненным. Если бы бортинженер лайнера или наземный инженер авиакомпании заглянули изнутри в багажный отсек, они бы увидели, что замок двери не захлопнут. Но оба они понадеялись один на другого. В итоге лайнер взмыл в воздух с незапертой дверью. Через шесть минут после взлёта, на высоте около трёх километров дверь распахнулась. Взрывная декомпрессия разрушила часть приборов управления. Нескольких пассажиров прямо вместе с креслами вынесло в открытую дверь, а лайнер вошёл в штопор и врезался в землю. Погибли 12 членов экипажа и 334 пассажира, включая тех, кого потоком воздуха вынесло в распахнувшуюся дверь. Мастерство не спасло12 августа 1985 года под Токио произошла катастрофа, которая на данный день по числу жертв считается самой крупной, случившейся с одним самолётом. И вновь в ней фигурирует «Боинг-747». В тот роковой день на борту лайнера, следовавшего из Токио в Осаку находились 505 пассажиров и 15 членов экипажа. За несколько недель до трагедии, приземляясь, этот «боинг» задел хвостовой частью посадочную полосу. Однако ремонт его, как позже показало расследование, был произведён недостаточно тщательно. В итоге на высоте 7200 километров у самолёта оторвало задний хвостовой стабилизатор. Произошла разгерметизация салона, и лайнер перестал слушаться рулей. Однако командир судна, пользуясь одними только двигателями, ещё более получаса (!) удерживал «боинг» в воздухе, сумел развернуть его на обратный курс и даже надеялся совершить аварийную посадку. Многие пассажиры (они по команде командира экипажа надели кислородные маски) в это время писали своим родным прощальные записки. Увы, мастерство командира не спасло лайнер: в конце концов он всё-таки потерял управление и врезался в гору. Как выяснилось позже, многие пассажиры выжили. Увы, спасательные службы прибыли к месту трагедии лишь через 14 часов. К этому времени подавляющее большинство раненых пассажиров скончались от переохлаждения. Выжили лишь четыре женщины, находившиеся в хвостовой части «боинга». Хотя, справедливости ради, и это можно считать чудом: при столкновении лайнера с горой спастись обычно не удаётся никому. Так не бывает!Катастрофу лайнера DC-10 в аэропорту американского города Су-Сити, произошедшую 19 июля 1989 года, можно считать поистине уникальной. Во-первых, терпящим крушение самолётом управлял пассажир, во-вторых, когда позже вынужденную посадку на тренажёрах пытались повторить самые опытные пилоты США, они сошлись во мнении: «Это невозможно». Невозможно, но получилось. Почти трём сотням людей, находившихся на борту, попросту повезло, что их попутчиком стал Деннис Фитч — пилот-инструктор с более чем 20-летним стажем. Через час после вылета из Денвера, на высоте 11 тысяч метров у лайнера разрушился средний двигатель, а его обломки повредили стабилизаторы и разрушили трубки высокого давления систем управления. Фитч, находившийся в салоне (он летел в отпуск), через стюардессу попросил у командира лайнера разрешения пройти в кабину. Там он объяснил, кем является. Менее опытный командир уступил пассажиру (!) своё место. Умело маневрируя тягой двигателей, Фитч, запросив разрешения на аварийную посадку, развернул лайнер на Су-Сити. Через 45 минут после аварии самолёт коснулся шасси посадочной полосы. К сожалению, при этом он зацепил правым крылом землю, развалился на три части и загорелся. От полученных травм и ожогов в результате возникшего пожара погибли 111 человек, однако 184, включая всех четверых пилотов и Денниса Фитча, выжили. Что, опять же, нонсенс для подобного рода катастроф: когда лайнер на скорости разрушается, и его охватывает пламя, обычно спасаются единицы. Все пилоты были представлены к наградам, а Фитч стал героем многочисленных ток-шоу и довольно быстро разбогател. Несомненно, он это заслужил. Посадил на спорЕсли в предыдущих двух случаях речь шла о профессионализме и мужестве экипажей погибающих лайнеров, то трагедия, произошедшая в аэропорту Куйбышева (ныне Самара), — воплощение глупости и самоуверенности командира борта. 20 октября 1986 года «Ту-134», летевший из Грозного в Свердловск, совершал в Куйбышеве промежуточную посадку. На борту находились 85 пассажиров и 8 членов экипажа. Командир борта поспорил (!) со вторым пилотом, что посадит самолёт вслепую, используя одни лишь показания приборов. После этого он опустил солнцезащитные шторки, полностью закрывшие обзор из кабины. Увы, мастерства спорщику не хватило. Самолёт опустился на полосу с недопустимой скоростью и сильным креном на правое крыло. Шасси сразу сломались, лайнер проволокло по земле ещё 300 метров, после чего он перевернулся и загорелся. 58 человек погибли от травм или сгорели заживо, ещё 11 скончались в больнице. Удивительно, но сам виновник катастрофы остался жив. В дальнейшем он был осуждён к 15 годам лишения свободы. Андрей ЛЕШУКОНСКИЙ Главные рубрики сайта "Загадки истории"
|