Затонувшая «столица» пиратов Карибского моряГород Порт-Ройал называли столицей пиратов Карибского моря. После разрушительного землетрясения 1692 года две трети этого города оказались на морском дне. С тех пор к развалинам затонувшего города не раз погружались как искатели сокровищ, так и профессиональные археологи. Исследования Порт-Ройала продолжаются ив настоящее время; по мнению экспертов, он является настоящей сокровищницей для археологов и историков. Любимый город Генри МорганаПорт-Ройал был основан в 16-м веке в юго-восточной части Ямайки. Город располагался на протяженной песчаной дюне Палисадоес, он быстро приобрёл важное торговое значение в Карибском море из-за своего стратегического положения на водном пути из Нового Света в Испанию. Первоначально остров находился под контролем испанцев, которые построили здесь форт. Англичане не раз предпринимали попытки захватить Ямайку, это им удалось только в 1655 году. Вот тогда вокруг захваченного форта и начался бурный рост города Порт-Ройал. Шло время, Порт-Ройал превратился в настоящую столицу пиратов Карибского моря, которые грабили испанские корабли, на что английская администрация закрывала глаза. Англия стремилась вытеснить Испанию из этого района и перенаправить поток сокровищ Нового Света в свою казну. Пираты в этой борьбе выступали союзниками британской короны, тем более что часть их добычи поступала в английскую казну. Хотя город стоял на песке, в нём были не только деревянные, но и каменные, и кирпичные здания. В Порт-Ройале насчитывалось около двух тысяч зданий, поразительно, что среди них попадались даже четырёхэтажные. В городе располагалось множество магазинчиков, таверн, четыре рынка, церкви, католическая часовня, синагога, десятки вместительных складских помещений. Как магнит Порт-Ройал притягивал к себе продажных женщин, авантюристов и проходимцев всех мастей. Здесь процветали разврат, пьянство, грабежи, ростовщичество и обман. Ну и, конечно, у причала Порт-Ройала находилось немало судов, как торговых, так и пиратских, бывали здесь и военные английские корабли. Из пиратов, ко торых повидал на своём веку Порт Ройал, пожалуй, самым знаменитым был Генри Морган. Когда 30-летний флибустьер прибыл на Ямайку, губернатор острова Т. Модифор как раз получил приказ из Лондона прекратить бесчинства пиратов. Однако данный приказ, конечно, никто не собирался выполнять, губернатор получал свою долю от набегов пиратов, кроме того Модифор был уверен, что, несмотря на достигнутое между Англией и Испанией перемирие, испанцы собираются захватить Ямайку. Он заручился поддержкой пиратов, а с Генри Морганом вступил в тесные деловые отношения. Кстати, впоследствии Моргану довелось самому быть губернатором Ямайки, а Модифор при нём исполнял обязанности главного судьи. Правда, в 1682 году Моргана отстранили от должности. Из-за этого унижения он стал все чаще прикладываться к бутылке, в 1688 году знаменитый пират скончался. Его с почестями похоронили в Порт-Ройале, а в 1692 году его могила оказалась на морском дне… Роковой удар стихииКаким же образом могила знаменитого пирата оказалась под водой? Хотя с 1680 года власти Ямайки стали вести определённую борьбу с пиратами, Порт-Ройал так и не стал благочестивым городом, наоборот, он приобрёл дурную славу самого грешного города земли. То, что произошло с ним 7 июня 1692 года, многие восприняли как кару Господню. Землетрясения в Порт-Ройале происходили практически регулярно, но они не были сильными и обычно обходились без каких-либо серьёзных разрушений. Такого катастрофического удара стихии, как 7 июня 1692 года, здесь никто не ожидал. Это был обычный жаркий день, в 11 часов 43 минуты внезапно в небесах словно взорвались десятки бочек с порохом, послышался страшный грохот, город содрогнулся. Мощнейший подземный толчок в один миг разрушил здания и храмы. За этим толчком практически сразу последовали ещё два. Землю раскололи громадные глубокие трещины, в которые проваливались здания, повозки и люди. Земля ускользала из-под ног обезумевших людей, поглощенная водой. Поднявшаяся огромная волна потопила ряд кораблей и лодок, она обрушилась на город, завершая его уничтожение. Эта волна выбросила фрегат «Сван» на крыши домов, те, кому повезло, уцепились за снасти этого корабля и остались живы. В результате катастрофического землетрясения две трети Порт-Ройала исчезли под водой, по разным оценкам погибло от 2 до 5 тысяч человек, разрушенными и затопленными оказались более 1800 зданий, в гавани затонуло около 50 кораблей. Построенные на века Форт-Джеймс и Форт-Карлисл исчезли, словно этих укреплений никогда не существовало. Удивительно, но многие английские священники восприняли эту трагедию с ликованием, считая, что нечестивый город поразила божья кара. Порт-Ройал и на самом деле оказался словно проклятым. Хотя его отстроили заново, в 1703 году город почти уничтожил сильный пожар, а в 1728 году несколько сильных ураганов и трёхдневный пожар окончательно поставили на нём жирный крест. Находки подводных археологовМоре законсервировало Порт-Ройал таким, каким он был три столетия назад. Конечно, затонувший город давно интересовал учёных, рассчитывающих заполучить здесь находки, рассказывающие о быте и нравах того далёкого времени. Первые основательные работы по исследованию затонувшей столицы пиратов в 1953 году провела экспедиция Эдвина Линка. Руководитель экспедиции, являющийся известным изобретателем, лично сконструировал и построил судно «Си Дайвер», специально предназначенное для подводных археологических исследований. На корабле было все, чтобы обеспечить работу большого количества водолазов и очистить дно от ила и обломков наносных отложений. Корабль располагал специальной водолазной камерой, двумя гидроакустическими станциями, мощными стрелами и электрическими лебедками для подъёма пушек и других тяжёлых находок. Чтобы не работать вслепую, была сделана попытка раздобыть карту Порт-Ройала. В архиве удалось найти карту топографа Филиппа Морриса, составленную в 1827 году. Конечно, на ней не было никаких подробностей о затопленном городе, а была дана только граница старого города, причём отсутствовало совпадение объектов на карте с сохранившимися наземными ориентирами. Карта, обнаруженная позже в Британском музее, оказалась точнее, но тоже оказалась составленной после землетрясения. Благодаря этим картам и информации, предоставленной правительством Ямайки, все же удалось составить примерную карту-схему расположения улиц и зданий затопленной части города. С помощью гидроакустических станций удалось нанести контуры фундаментов ряда зданий, для обследования выбрали Королевские товарные склады; чтобы добраться до их содержимого, использовали мощный грунтосос. Первые дни огорчили полным отсутствием находок, оказалось, что подводные археологи работали не в здании, а на мостовой. Но стоило передвинуть судно и грунтосос, как находки последовали одна за другой. Самой первой оказался медный черпак. Потом пошли поломанные оловянные ложки, сильно корродированное оловянное блюдо, большое количество бутылок из-под рома. За время поисков экспедицией было обнаружено множество бутылок и курительных трубок, оловянные тарелки и ложки, котлы, подсвечники, сковородка, деревянные подносы. Как видите, не удалось найти ни серебряных или золотых слитков, ни монет, ни драгоценных камней. Правда, была одна по-своему уникальная находка — неплохо сохранившиеся латунные часы с клеймом мастера-часовщика Поля Блонделя. Хотя их стрелки были уничтожены коррозией, благодаря рентгеновским снимкам удалось установить, когда они остановились. Таким образом, выяснилось, что город ушёл под воду в 11 часов 43 минуты. С сокровищами больше повезло археологам экспедиции Роберта Маркса, которая исследовала Порт-Ройал через шесть лет после Линка. Как и его предшественник, Маркс также занимался уточнением карты затонувшего города. Среди первых находок экспедиции были оловянная посуда, кухонная утварь, бутылки из-под рома и более 500 (!) курительных трубок. Во время подводных раскопок на Роберта Маркса рухнула стена здания, и он чудом остался жив. Однако Фортуна оценила его мужество, и через несколько дней на дне нашли настоящие сокровища. Сначала обнаружили серебряные карманные часы лондонской фирмы «Гиббс», а потом сундук с гербом испанского короля Филиппа IV, в котором были старинные серебряные монеты в отличной сохранности. Ждалось даже узнать, откуда появился в Порт-Ройале этот сундук. В архиве нашёлся документ, где сообщалось, что он был поднят рыбаками с одного из испанских галеонов, в бурю потерпевших крушение вблизи от острова. Исследования затонувшей столицы пиратов продолжаются и в наше время, можно ожидать новых сенсационных находок, Порт-Ройал ещё не раскрыл все свои тайны. Фёдор ПЕРФИЛОВ Главные рубрики сайта "Загадки истории"
|