История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.





Первая и единственная

Последняя четверть XX века для французской авиации ознаменовалась выпуском самого лучшего самолета в мире - сверхзвукового «Конкорда». Однако первая и единственная катастрофа, случившаяся 25 июля 2000 года, заставила французов снять самолет с эксплуатации и поставить точку в развитии коммерческой сверхзвуковой авиации...

День 25 июля 2000 года для германских туристов, решивших совершить путешествие по Южной Америке, был совершенно необычным днем. Ведь им предстояло перелететь через океан в салоне мощного «Конкорда» - единственного в мире лайнера, развивающего скорость выше скорости звука, - после чего погрузиться на пароход и отправиться в уникальное турне.

Самолет вылетал из аэропорта имени Шарля де Голля в пятом часу вечера. Все шло как обычно - пассажиры в количестве 100 человек заняли свои места в салоне, потом в кабину пилота проследовали 9 членов экипажа, взревели двигатели, и самолет рейса AFR 4590 начал разбег.

Как оказалось, последний разбег в своей жизни.

Пожар двигателя

Авария «Конкорда» рейса AFR 4590

Чартерный рейс AFR 4590 обслуживался опытным экипажем. Каждый из пилотов налетал не менее 10 тысяч часов. На «Конкорде» они провели от 1 до 3 лет, а второй пилот к тому же был инструктором на самолетах данного типа.

Лайнер был заправлен 119 тоннами авиатоплива, однако отправку рейса задержали. Это произошло по двум причинам: во-первых, багаж многих пассажиров доставили с опозданием, во-вторых, пришлось менять одну из деталей на двигателе.

Сверхзвуковой пассажирский авиалайнер Aerospatiale-BAC Concorde 101 авиакомпании Air France, выполнявший рейс по маршруту Париж - Нью-Йорк, начал разбег в 16:42 по местному времени.

И тут на скорости около 300 км/ч, когда второй пилот потянул штурвал на себя и нос самолета медленно пошел вверх, раздался резкий звук. Самолет уже оторвался от земли, когда диспетчеры, наблюдавшие за взлетом, сообщили на борт о воспламенении в хвосте самолета. Двигатели издавали странный шум - в несколько раз громче обычного.

А через 2 минуты после взлета двигатель загорелся. Самолет потерял управление над пригородом Парижа Гонесс. При падении авиалайнер с полными топливными баками протаранил отель и ресторан.

Все пассажиры и члены экипажа погибли, при падении самолета жертвами стали еще 4 человека, бывшие в ресторане.

Эта катастрофа стала шоком для английских и французских владельцев «Конкордов». Поэтому расследование было поручено самым опытным специалистам.

Алюминий или титан?

И тут выяснилось следующее: за несколько минут до взлета «Конкорда» с той же взлетной полосы совершал взлет пассажирский лайнер McDonnell Douglas DC-10-30 американской авиакомпании Continental Airlines. От одного из его двигателей оторвалась пластина, на которую наехал «Конкорд». В результате покрышка одного из колес шасси лопнула, фрагменты покрышки, ударившие в крыло самолета, вызвали повреждение обшивки и утечку топлива из бака, а вытекающий из бака керосин воспламенился от искры в шасси. Двигатель загорелся, что и стало причиной падения самолета.

Французский суд первоначально признал виновной компанию Continental Airlines и наложил на нее штраф около 2,7 миллиона долларов в качестве возмещения убытков.

Главным виновником катастрофы стал механик американской авиакомпании Джон Тейлор. Якобы это он плохо закрепил отвалившуюся деталь. За халатность Тейлор получил 15 месяцев тюрьмы условно и штраф в 2 тысячи евро.

Однако чуть позже выяснилась еще одна любопытная подробность: та самая деталь от американского самолета была сделана не из алюминия, как обычно, а почему-то из титана - сверхпрочного металла. Если бы это был алюминий, «Конкорд» никакого ущерба не ощутил бы. Причем эта деталь была прикреплена к шасси с помощью одного болта, хотя по инструкции болтов должно было быть больше.

Впрочем, любители конспирологических версий полагают, что падение «Конкорда» произошло отнюдь не случайно. Эксплуатация этого самолета с самого момента создания была окружена облаком скандалов и трагедий. Существует версия, что в 1973 году французы организовали катастрофу советского сверхзвукового самолета Ту-144 на авиационной выставке в Ле-Бурже. Тогда советский самолет упал, пытаясь избежать столкновения с французским самолетом «Мираж», пролетевшим в опасной близости от него. В результате этого Ту-144 был скомпрометирован в глазах потенциальных покупателей, и впоследствии снят с производства, после чего пальму первенства в мире захватили «Конкорды».

Так что не исключено, что падение этого самолета могло быть делом рук российских спецслужб.

Впрочем, версию об американских спецслужбах тоже нельзя сбрасывать со счетов. Дело в том, что «Конкорд» был очень популярным лайнером среди состоятельных пассажиров, которые предпочитали летать из Парижа в Нью-Йорк и в другие дальние страны именно на этом самолете. И американские авиакомпании вследствие этого терпели больше убытки.

А там, где большие деньги - там и преступления.

Артур ОДИНЦОВ





Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:
На Главную сайта "Загадки истории"

Главные рубрики сайта "Загадки истории"


Предыдущая     Катастрофы     Следущая