История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.





Взбесившийся поезд

27 июня 1988 года Даниэль Солен, машинист поезда, следующего по маршруту Мелён - Париж, даже не подозревал, какие ужасные минуты ему придется пережить меньше чем через час, а потом всю оставшуюся жизнь мучительно размышлять: все ли он сделал для того, чтобы предотвратить катастрофу...

Начало инциденту было положено в 18:36, когда электропоезд проходил мимо станции Вер-де-Мезон. Проходил он ее без остановки, в соответствии с летним расписанием, но об этом, судя по всему, забыла одна из пассажирок, которая не нашла ничего лучше, как сорвать стоп-кран во втором от головы поезда вагоне.

Вынужденная остановка

Столкновение электрички и поезда на Лионском вокзале

После того как поезд резко остановился, дама выпорхнула на перрон и была такова. Однако, поскольку была совершена экстренная остановка, тормоза оказались блокированы. Для того чтобы привести их в рабочее положение, надо было повернуть фиксатор под стоп-краном, но когда машинист осуществлял эту нехитрую операцию, он, не заметив этого, оперся рукой на ручку концевого крана тормозной магистрали и случайно повернул его. Вернувшись в кабину и бросив взгляд на приборы, Солен понял, что тормоза семи из восьми вагонов заблокированы. Машинист решил, что виной всему воздушная пробка, образовавшаяся в магистрали. На самом же деле он перекрыл тормозную систему между первым и остальными вагонами, а система безопасности автоматически заблокировала тормоза по отключенным вагонам.

Не поняв этого, Солен вместе с кондуктором Жаном Бове стал вручную стравливать воздух из тормозных колодок каждого вагона. На это ушло почти 25 минут, поэтому, торопясь продолжить путь, машинист не обратил внимания на показания манометра тормозной системы, который указывал, что с давлением в магистрали не все в порядке. Солен связался с диспетчером службы управления движением, и тот, чтобы сократить отставание по графику, дал команду проследовать следующую и последнюю станцию Мезон-Альфор перед конечным пунктом, Парижем, без остановки. В 19:06 состав вошел в зону сброса скорости до 60 км/ч, и только тут, бросив взгляд на приборы панели управления, машинист понял, что возникла крайне опасная нештатная ситуация.

Снижение скорости

А именно: стрелка на спидометре нехотя сходила с отметки 96 км/ч. Это означало, что в рабочее положение перешли тормоза только головного вагона. Солен тут же сообщил о ЧП диспетчеру, правда, забыв сообщить свою фамилию и номер поезда. До вокзала оставалось всего несколько километров, и машинист, переключившись на внутреннюю связь, приказал кондуктору немедленно активировать ручной реостатный тормоз, рукоятка которого находилась в одном из вагонов. Солен знал, что одновременное задействование этих двух систем может привести к полной блокировке колес, но другого выхода не было. Жан Бове сработал оперативно, и скорость состава уменьшилась вдвое, почти до 45 км/ч.

Однако снижение скорости продолжалось недолго, поскольку за пару километров до вокзала начинался спуск, и махина электропоезда весом в 300 тонн, идя под уклон, снова начала набирать скорость. Находясь в состоянии, близком к панике. Солен снова связался с диспетчерским пунктом, но, сообщив о складывающейся ситуации, опять забыл назвать свою фамилию и номер состава. После чего, переключившись на внутреннюю трансляцию, прокричал: «Опасность столкновения! Всем пассажирам перейти в последний вагон!» И только после этого покинул кабину машиниста, причем в такой спешке, что случайно нажал кнопку «тревога» на пульте управления. Эта небрежность еще больше усугубила и без того сложную ситуацию. Машинисты других составов, получив сигнал, остановили свои составы и стали по рации запрашивать диспетчера о причинах тревоги, в результате чего эфир оказался забитым переговорами, а сотрудники управления движением поездов почему-то отключили систему приготовления рейсовых маршрутов, которая давала «зеленый свет». В результате у перрона остался еще один пригородный поезд, который должен был покинуть Лионский вокзал еще 10 минут назад, освободив пути для прибывающей электрички из Мелёна.

Машинист этого поезда Андре Танги увидел вырвавшийся из туннеля на скорости 70 км/ч неуправляемый состав, когда до столкновения оставалось чуть больше минуты. Но мужественный железнодорожник не покинул кабину. По внутренней связи он приказал пассажирам покинуть вагоны и тем самым отдал свою жизнь ради спасения жизней других. К сожалению, без жертв не обошлось. В результате столкновения погибли 56 человек и были ранены еще 57. Причем все они были пассажирами электрички, стоявшей у перрона, или находившимися рядом с ней. Те же, кто находились в поезде-таране, вовремя перебрались в последний вагон и отделались испугом и легкими травмами, в том числе и машинист Даниэль Солен.

Леонид ЛУЖКОВ





Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:
На Главную сайта "Загадки истории"

Главные рубрики сайта "Загадки истории"


Предыдущая     Катастрофы     Следущая