История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.





Последний рейс

К сожалению, не только моря и океаны, но и внутренние водоемы зачастую становятся местом гибели судов. К одной из таких опасных акваторий относится озеро Мичиган, где погиб корабль «Карл Д. Брэдли»...

Озеро Мичиган входит в систему Великих озер США. В одно и то же время здесь могут наблюдаться шторм и штиль, короткая и резкая волна, что вызывает у моряков, привыкших к океанским волнам, «морскую болезнь». Но гораздо страшнее так называемая «белая вода».

«Мэйдей» - значит «спасите!»

Балкер «Карл Д. Брэдли»

Флагманом местного судоходства считался самый большой балкер (грузовое судно) «Карл Д. Брэдли», которым командовал 52-летний «озерный волк» Роланд Брайан, начинавший службу еще подростком-юнгой. Судно тоже было ветераном, совершавшим внутренние рейсы вот уже более 30 лет. И вот в начале ноября 1958 года балкер с грузом известняка вышел из порта приписки Сент-Роджер и взял курс на порт Баффингтон, расположенный недалеко от Чикаго. По мнению судовладельцев, этот рейс должен был стать последним в осенней навигации, однако после разгрузки они приняли решение: судну вернуться в Сент-Роджер, где будет проведен серьезный ремонт изрядно потрепанного штормами ветерана.

Команду из 35 человек, включая и капитана, подобная перспектива вполне устраивала - почти все они были жителями Сент-Роджера. 16 ноября управление Службы береговой охраны передало штормовое предупреждение, в соответствии с которым все суда остались в портах. А Брайан решил рискнуть, тем более что приказ хозяев есть приказ. Поэтому 17 ноября «Брэдли», с закачанными для сохранения остойчивости в трюм тоннами водяного балласта, отдал швартовы и вышел в рейс. Но уже на следующий день в 51-й аварийный канал УКВ ворвался взволнованный голос: «Мэйдей, мэйдей, мэйдей! Балкер "Бредли"! Остров Галл!» Это первый помощник Элмер Флеминг взывал о помощи. А потом в эфире наступила зловещая тишина... То, что произошло дальше, Флеминг расскажет позже, после своего чудесного спасения вместе с другим уцелевшим членом команды, матросом-рулевым Фрэнком Мэйсом.

Озеро неожиданного цвета

18 ноября балкер находился в 12 милях западнее острова Галл. И в этот момент вся неспокойная поверхность воды окрасилась в белый цвет под цвет гребней волн. Это означало, что ветер резко достиг максимально опасного уровня в 9 баллов. Если бы судно успело обойти острова Бивер, то оказалось бы под их надежным прикрытием от шторма, проносящегося со скоростью 65 миль в час. Но было уже поздно. В 5:31 вечера стоявшие на вахте матрос-рулевой Стив, Флеминг и не покидавший мостик капитан услышали громкий металлический скрежет со стороны кормы. Сквозь залитые водой окна рубки они увидели 150-метровую палубу, освещенную палубными светильниками, и в следующий момент кормовая часть балкера, составляющая по своей длине примерно 1/3 корпуса, задралась вверх и накренилась на правый борт. Было ясно, что судно, в трюме которого, словно пули, отлетают вырванные заклепки, переламывается, и капитан, переведя ручку машинного телеграфа в положение «Стоп», нажал на кнопку сигнала аварийной тревоги. А через 20 секунд снова раздался скрежет ломающегося металла, после чего нос судна поднялся над водой, а сама корма задралась еще выше. Именно в этот момент Брайан приказал Флемингу передать по УКВ «Мэйдэй», а сам схватился за рычаг судового гудка и дал сигнал - семь коротких и один длинный гудок: «Покинуть судно!» И тут же раздался страшный грохот, средняя часть палубы ушла под воду, разломив судно на две части. Обе половины корпуса разъединились, и расстояние между ними стало стремительно увеличиваться.

А уже через несколько минут носовая часть судна дала крен на левый борт и начала погружаться в воду. Еще через пару мгновений за ней последовала и кормовая. И почти сразу же снова раздался мощный грохот - это взорвались паровые котлы. Призыв о помощи был услышан на немецком «грузовике» «Кристиан Сартори», который находился всего в нескольких милях от гибнущего балкера. Но даже этому громадному судну потребовалось 4 часа, чтобы в условиях жестокого шторма добраться до места крушения. И только около 9 часов утра вышедший на поиск мощный теплоход «Сандью» обнаружил дрейфующий плот с двумя счастливчиками. Как потом рассказал спасенный Флеминг, на плот удалось взобраться еще двум морякам, но одного из них смыло волнами, а второй, сойдя с ума, сам бросился в бушующую воду. Его, еще живого, державшегося на плаву благодаря оранжевому спасательному жилету, заметил и подобрал теплоход «Трансонтарио», однако от переохлаждения тот, поднятый на борт, скончался. Из акватории удалось поднять тела 17 членов экипажа, остальные бедняги, скорее всего, ушли на дно вместе с разломившимся «Брэдли». Причины катастрофы были понятны. Судно из-за старения металла просто не выдержало атаки «белой воды», а капитан понадеялся на свой опыт и американский «авось».

Константин НИКОЛАЕВ





Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:
На Главную сайта "Загадки истории"

Главные рубрики сайта "Загадки истории"


Предыдущая     Катастрофы     Следущая