Самые загадочные авиакатастрофыПричинами трагедий в авиации обычно становятся ошибка пилота, отказ оборудования, плохая погода, теракт или попадание ракеты «земля-воздух». Любой обломок крушения может раскрыть опытному дознавателю тайну гибели самолета, не говоря уж о черных ящиках и бортовых самописцах. Но некоторые тайны трагедий, произошедших в небе, так и остаются неразгаданными. Пропавший бомбардировщик31 января 1956 года с базы ВВС Селфридж вылетел самолет В-25. Во время войны он служил бомбардировщиком, а в мирное время его переделали в военно-транспортный самолет. На борту находились четыре члена экипажа и двое пассажиров, тоже летчики. Перелет до базы ВВС Олмстед в штате Пенсильвания обычно занимал 1 час 40 минут. Но на этот раз все пошло не по плану. Пилоты заметили, что уровень топлива в баках падает слишком быстро. Признаков утечки не было, но на всякий случай они решили приземлиться в аэропорту Питтсбурга и дозаправиться. Погода портилась на глазах. Пока летчики искали разрыв в облаках, чтобы снизиться, горючее кончилось. Внизу - густо застроенный город. Сесть, не подвергая его жителей опасности, можно только на реку Мононгахила. Самолет благополучно приземлился и несколько минут держался на плаву. Экипаж бросился в ледяную воду, пытаясь добраться до берега. Пилотов Уильяма Дотсона, Чарльза Смита и Джона Джемисона подобрали экипажи катеров, поспешивших на помощь. Старший сержант Альфред Эллеман доплыл до берега. Капитан Джен Ингрэхем и сержант Уолтер Соуци погибли. Вскоре жители Питтсбурга начали задаваться вопросом: а куда исчез самолет? Река в месте, где В-25 совершил аварийную посадку, была не глубже шести метров. Хвост самолета должен был остаться торчать над водой. Городские власти принялись искать бомбардировщик на следующий день, но отправленные на поиски катера и рыболовецкие суда ничего не обнаружили. Потом к ним присоединились корабль береговой охраны «Форсития» и баржа «Монелло». Через две недели бесполезные поиски прекратили. ВВС США выставили право найти и поднять самолет на аукцион. Его купил за 10 долларов некий Джон Эванс. Дело было за малым - найти В-25, сдать на металлолом и хорошо заработать. Но Джону не повезло: водолазы нашли на дне только хлам, обычный для городских рек. Самолет длиной 17 метров исчез бесследно. Тайна пропажи топлива из заполненных до отказа баков не была разгадана. «Клуб богачей»Загадочные случаи в истории авиации не исчерпываются аварией В-25. ...Этот самолет прозвали «летающим клубом богачей». Билет на него стоил от 300 до 1600 долларов. В те дни зеленые бумажки ценились намного дороже: новенький автомобиль престижной марки можно было купить за 850 долларов. Роскошные салоны и индивидуальные ложи «Боинга-377» не уступали лучшим каютам круизных лайнеров. Завтрак на борту начинался с икры, подаваемой на тончайшем фарфоре, и бокала французского шампанского. Вечером 9 ноября 1957 года «клуб богачей» вылетел из Сан-Франциско в направлении Гонолулу, но так и не прибыл в аэропорт. Самолет не просил о помощи, не передавал сигналы бедствия. 44 человека исчезли в Тихом океане. Среди них были вице-президент компании «Рено» Роберт Ламесон и американский атташе в Бирме Томас Макграйл. Спасатели нашли место крушения самолета и вытащили из воды 19 тел. Их находка не прояснила, а только запутала дело. Вскрытие показало, что многие отравились угарным газом еще в полете, включая летчика - 40-летнего Гордона Брауна. Возможно, именно это объясняет серьезное отклонение от курса и отсутствие сигналов бедствия. Откуда взялся ядовитый газ? На подобранных обломках не было следов пожара, в легких трупов - следов копоти. Попадание в салон выхлопных газов исключено. Самолет рухнул в воду в 14:26. Такое время осталось на часах членов экипажа, остановившихся из-за удара. Пассажиры не были застигнуты врасплох: они успели надеть спасательные жилеты и снять обувь. Несколько человек погибли от травм при падении, остальные захлебнулись в воде. Следствие не смогло установить, когда пассажиры потеряли сознание: до падения, надышавшись газом, в момент удара или уже в океане. Полиция подозревала, что к гибели самолета причастен 46-летний старший стюард Юджин Кростуэйт. Он ненавидел командира экипажа и руководство авиакомпании, а перед отправкой в роковой рейс написал завещание. Дочь Кростуэйта цинично заметила: - Скорее всего, виноват отец: он был слишком труслив, чтобы умереть в одиночку. Но каким образом стюард погубил самолет? Другим подозреваемым стал разорившийся бизнесмен Уильям Гаррисон Пейн. Он перед полетом оформил на себя в разных компаниях три договора страхования жизни, по которым его семья в случае авиакатастрофы должна была получить солидный куш. Пейн служил в армии экспертом по диверсиям. Он вполне мог устроить крушение. Несмотря на работу следователей, тайна гибели самолета осталась нераскрытой. Летающий склепКрушение «Боинга-737» авиакомпании «Гелиос» стало крупнейшей катастрофой в истории греческой авиации. 121 человек погиб при загадочных обстоятельствах. Рейс 522 вылетел из аэропорта Ларнаки 14 августа 2005 года в 9 часов утра. В 10:45 он должен был приземлиться в Афинах. За штурвалом сидел немецкий летчик, 58-летний Ганс-Юрген Мертен. Второй пилот, 51-летний Пампос Хараламбос, не уступал коллеге по летному опыту и профессионализму. Они недавно прошли медкомиссию и были признаны годными к несению службы. После взлета произошло что-то странное. Давление в кабине и салоне стало падать. Позже оказалось, что пилоты не включили систему герметизации самолета, хотя ее во время предстартовой подготовки проверяют трижды. На высоте 3600 метров сработала сирена, предупреждающая об опасности. Мертен и Хараламбос ее проигнорировали. Самолет продолжал взлетать. На высоте 5500 метров включилась аварийная система безопасности. Перед лицами пассажиров повисли кислородные маски. Встревоженные авиадиспетчеры спрашивали, что случилось, но получали бессмысленные ответы. Маски, выпавшие в кабине пилотов, были проигнорированы: голос Мертена звучал четко и громко. - Где тут выключатели охлаждения? - спрашивал Мертен. Это были его последние слова. В самолете, стремительно взлетавшем вверх, царил лютый холод. Запас кислорода в масках рассчитан на 10-12 минут. За это время летчик должен успеть снизиться до безопасной высоты. Но Мертен и Хараламбос уже потеряли сознание. Автопилот вывел лайнер на высоту 10 километров. Температура в салоне упала до -50°. Кислород подошел к концу. Диспетчеры постоянно вызывали рейс 522, но не получили ответа. В небо подняли самолеты ВВС Греции. Пилоты доложили, что в лайнере нет никаких признаков жизни. Кресло командира экипажа пусто, второй пилот лежит неподвижно на приборной панели. Тем не менее на борту остался живой человек. Стюард Андреас Продромоу достал индивидуальный кислородный аппарат, позволявший продержаться дольше расчетных 10 минут. Невзирая на арктический холод, он сумел открыть кабину и сесть на место пилота. Андреас имел лицензию летчика гражданской авиации, но не учился управлять «Боингом-737». Пилоты истребителей могли только наблюдать за попытками Андреаса взять на себя управление. Стюард не знал, как переключить рацию и связаться с диспетчером в Афинах, а диспетчер в Ларнаке уже вышел за пределы слышимости. Через несколько минут из левого мотора вырвалось пламя - Продромоу переключил что-то не то на панели управления. В 12:04 самолет, потеряв высоту, разбился неподалеку от поселка Грамматико. Следствие обвинило в произошедшем погибших летчиков. Почему они не обратили внимания на все сигналы об опасности, включая сирену и выпавшие кислородные маски, осталось тайной. Ни у Мертена, ни у Хараламбоса не было причин для самоубийства. Одновременно сойти с ума они вряд ли могли. В останках пилотов не нашли наркотиков или алкоголя. Оставалось лишь гадать, что помрачило их сознание. Ответ на этот вопрос мы вряд ли когда-то получим. Михаил ГЕРШТЕЙН Главные рубрики сайта "Загадки истории"
|