История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.





Космическая драма под № 13

В Америке, да и не только там, очень не любят число 13. Но высоконаучная организация NASA не пошла на поводу у суеверий, а воодушевленная успехами 11-го И 12-го «Аполлонов», все же приступила к подготовке третьей лунной экспедиции на корабле «Аполлон-13». И беда не заставила себя ждать...

Еще до старта многострадального корабля не все шло по плану: сначала произошла замена основного экипажа дублирующим. Командиром его стал Джеймс Ловелл - опытный астронавт, уже трижды побывавший в космосе. Незадолго до старта произошла замена еще одного члена команды. И это было лишь началом неудач.

Надежный корабль

Экипаж «Аполлон-13»

11 апреля 1970 года в 13:13 «Аполлон-13» стартовал с космодрома имени Кеннеди на мысе Канаверал (штат Флорида). За его стартом наблюдали более 100 тысяч человек.

Старт сопровождался небольшим сбоем: центральный (пятый) двигатель второй ступени выключился на 2 минуты 12 секунд раньше штатного времени, предусмотренного программой. Остальные 4 двигателя ступени проработали достаточное время, чтобы ракета смогла вывести корабль на орбиту, поэтому полет было решено не прерывать. Отключение центрального двигателя было скомпенсировано продлением на 34 секунды работы четверки боковых двигателей.

Первые двое суток полета «Аполлона-13» прошли без происшествий. После выхода на орбиту ожидания экипаж «Аполлона-13» снял полетные скафандры и приступил к тестированию всех систем корабля, которое прошло без замечаний. Через 2,5 часа полета третья ступень своим вторым включением разогнала корабль до второй космической скорости. «Аполлон-13» покинул околоземную орбиту и отправился к Луне.

Проблемы начались, конечно же, 13 апреля, когда корабль был на расстоянии примерно 330 тысяч километров от Земли, а до Луны оставалось каких-нибудь 50 тысяч. Операторы Центра управления полетом (ЦУП) в Хьюстоне обратили внимание на повышенный уровень жидкого кислорода в баках служебного модуля. ЦУП принял решение перемешать в баках кислород и восстановить его нормальный уровень. Но через 16 секунд в служебном модуле произошел взрыв кислородного бака №2, после чего вышли из строя 2 из 3 имеющихся батарей топливных элементов, которые обеспечивали электроснабжение служебного и командного модулей. Командир доложил ЦУПу о случившемся, отметив, что из двигательного отсека истекает газ, создавая реактивную силу, которая изменяет ориентацию корабля.

Последовала команда двум членам экипажа перейти в кабину лунного модуля. Командный модуль был обесточен. В нем остался только один из астронавтов.

В Центре управления уже понимали, что в сложившейся ситуации о высадке на Луну говорить не приходится. Надо было спасать экипаж. Был немедленно создан штаб спасательной операции.

Рассматривались возможности сокращения времени полета без сближения с Луной или, наоборот, с облетом Луны. Обсуждалось также место возможной встречи с Землей - приводнение в Атлантическом или Тихом океане. В итоге был принят следующий алгоритм действий: двукратное включение двигателя посадочной ступени лунного модуля и облет Луны. Поскольку во время второго включения двигатель работал меньшее время, соответственно, развивалась меньшая скорость. Время перелета увеличивалось на 11 часов.

Обратная сторона

14 апреля, на 77-м часу полета, «Аполлон-13» вошел в лунную тень и вскоре скрылся за диском Луны. Радиосвязь с Землей прекратилась. В ходе облета Луны экипаж фотографировал поверхность ее обратной стороны. Радиомолчание длилось около 20 минут. Затем Ловелл начал подготавливать системы лунного модуля к предстоящей коррекции траектории, после которой корабль должен был покинуть окололунную орбиту и направиться в сторону Земли. При выполнении облета Луны члены экипажа «Аполлона-13» стали первыми в истории человечества землянами, удалившимися от родной планеты более чем на 400 тысяч километров.

Нелегким был обратный путь. В связи с необходимостью проведения нескольких коррекций траектории запасы топлива были почти полностью исчерпаны, дефицит электроэнергии вынудил отключить систему обогрева отсеков корабля. Теперь температура в них не превышала 6-10°. Астронавты страдали как от холода, так и от жажды.

Наконец, 17 апреля, в 17:53 на 143-м часу полета отсек экипажа «Аполлона-13» вошел в земную атмосферу и благополучно приводнился в Тихом океане в 7,5 километра от встречающего корабля. Все члены экипажа «Аполлона-13» были доставлены самолетом в Гонолулу. Астронавты и наземные службы Хьюстона за проявленное мужество и исключительно высокопрофессиональную работу были удостоены высшей гражданской награды США - медали Свободы.

До 1973 года еще 4 раза американские астронавты высаживались на Луну, проведя на ее поверхности в общей сложности 245 часов.

Анатолий БУРОВЦЕВ
Константин РИШЕС





Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:
На Главную сайта "Загадки истории"

Главные рубрики сайта "Загадки истории"


Предыдущая     Катастрофы     Следущая