История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.





«А город подумал...»

7 декабря 1968 года в Липецком авиацентре был обычный полетный день. И когда в воздух поднялся бомбардировщик Як-28 с экипажем в составе майора Сергея Шерстобитова и подполковника Леонтия Кривенкова, никто, разумеется, не мог знать, какая трагедия произойдет через несколько минут.

Самолет Як-28 взлетел в 14:12. А уже через минуту отказал левый двигатель. Командир Шерстобитов доложил, что разворачивается и начинает «строить коробочку». Это означало, что самолет движется по квадрату и делает четыре разворота влево.

500 метров до земли

Могила Сергея Шерстобитова и Леонтия Кривенкова

Самолет летел над площадью Ленина - центром города. А дальше начинались новые тогда микрорайоны между улицей Терешковой и кольцом Трубного завода. На двигателе разрасталось пламя. В 14:14 руководитель полетов приказал экипажу набрать высоту и покинуть самолет. Шерстобитов доложил, что не работает левый двигатель и высота всего 500 метров. Им была предпринята попытка включить левый пожарный кран. При нажатии на кнопку тушения левого двигателя лампа «Пожар» погасла. Через минуту последовал приказ о заходе на посадку.

В это время на посадку заходил борт 421. Экипажем командовал майор Колпаков. Руководитель центра полетов приказал ему наблюдать на безопасном интервале за экипажем Як-28. Из центра последовал приказ о выпуске шасси и заходе на посадку. В случае если бы шасси не выпустилось основным способом, Шерстобитову было приказано перейти на аварийный, дублирующий.

Борт 421 доложил, что экипаж совершает уже третий разворот. Шерстобитов сообщил руководителю полетов, что у них не выпускается шасси. В 14:18 последовала команда руководителя полетов о развороте, полете на «дальний» и выпуске аварийного шасси. Шерстобитов доложил, что предпринял попытку открыть аварийное шасси, но оно тоже не выпускается.

Высота и скорость падали. И вновь через две минуты последовала команда о заходе на посадку. Шерстобитов доложил: «Шасси не выпущены». Это было последнее сообщение майора. Больше борт не отвечал.

И в это время майор Колпаков доложил: «Наблюдаю взрыв...»

Так погиб штурман, летчик 1-го класса, заместитель командира полка по политической части подполковник Леонтий Александрович Кривенков. За два дня до трагедии поступил приказ о назначении его в Государственный научный испытательный институт начальником политотдела. Его ждало повышение по службе и звание полковника. Для того чтобы подтвердить квалификацию штурмана 1 -го класса, ему нужно было совершить всего один полет. Он мог и не лететь - один полет зачли бы и так. Но не таким он был человеком. По воспоминаниям однополчан, Кривенков отличался кристальной честностью.

Майор Сергей Максимович Шерстобитов тоже был опытным летчиком, уже немало прослужил в 760-м смешанном инструкторском авиаполку в составе 4-го Центра боевого применения и переучивания летного состава имени В.П. Чкалова. Именно в этом полку проходили летнюю подготовку многие советские космонавты, в том числе Титов, Леонов, Джанибеков, Добровольский...

Шерстобитов и Кривенков были ровесниками: в том году им исполнилось по 43 года...

Управлять до конца

Позднее специальная комиссия расследовала причину гибели экипажа. Кое-что выяснилось и при расшифровке «черного ящика». Оказалось, что при взлете самолета произошел разрыв топливного шланга. Разливающееся топливо воспламенилось, начался пожар. Шерстобитов, как опытный летчик, среагировал моментально. Он включил пожаротушительную систему и блокировал левый двигатель. Полет экипаж продолжил на правом двигателе. После того как пожар ликвидировали, летчик пытался выпустить шасси, но это ему не удалось вследствие нарушения гидросистемы.

Однако это было еще не смертельно, и Шерстобитов принял решение: сажать самолет на фюзеляж. Но выходной отсек правого двигателя был перекрыт выдвинутым вперед конусом, и вернуть его в рабочее состояние не удалось. Тяга двигателя постепенно падала из-за недостатка поступающего в него воздуха. А скорость поддерживалась падением с высоты.

Подъемная сила крыльев едва удерживала тяжелую машину. И только когда машина уже была уведена от города, самолет упал с высоты около 10 метров и врезался в землю. Последовал страшный взрыв.

Летчикам для аварийной посадки не хватило всего 30 метров. Получив от руководителя полетов команду на катапультирование, они остались в самолете, чтобы управлять им до конца. Они знали, что под крыльями их самолета - жилые кварталы, населенные тысячами горожан... Указом Президиума Верховного Совета СССР Кривенков и Шерстобитов были посмертно награждены орденом Красного Знамени. А благодарные жители Липецка почтили память отважных летчиков, установив им памятник на площади Авиаторов.

Виктор ЕЛИСЕЕВ





Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:
На Главную сайта "Загадки истории"

Главные рубрики сайта "Загадки истории"


Предыдущая     Катастрофы     Следущая