История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.





Во власти урагана

Самонадеянность губит даже опытных морских волков. Причиной гибели немецкого парусного барка «Памир» в 1957 году стало нарушение правил и норм перевозки сыпучих грузов. А также неправильный расчет курса судна, вопреки предупреждению об урагане.

Четырехмачтовые барки «Памир» и «Пассат» были выкуплены в Бельгии немецким судовладельцем Шливеном в июне 1951 года. Приписали их к порту Любека, а через год передали немецкому флоту для обучения курсантов морских училищ и перевозки сыпучих материалов.

Последний радиосигнал

Немецкий парусный барк «Памир»

«Памир» в свой последний рейс вышел в августе 1957 года. Водоизмещение барка составляло 3100 тонн, и он следовал из Буэнос-Айреса в Гамбург с грузом ячменя.

На борту было 86 человек, из них 52 курсанта по 16-17 лет. Для них это было первое дальнее плавание. 20 сентября барк шел намеченным курсом в сторону Азорских островов. От метеослужб в тот день было получено штормовое предупреждение: недалеко от островов Зеленого Мыса зародился ураган Кэрри. Всем судам рекомендовалось уходить из опасного района. Но владельцев «Памира» и грузополучателей это мало беспокоило, так как барк, несмотря на возраст, отличался высокой прочностью и надежностью. Командовал им многоопытный капитан Иоганн Дибиш. Это был старый морской волк, посвятивший морю 46 лет жизни и умевший находить способы разойтись с ураганом.

На рассвете 22 сентября в эфире несколько раз подряд прозвучал сигнал SOS. Сигнал бедствия передавал «Памир», который отчаянно и безуспешно боролся с настигшим его ураганом. Тревожное сообщение незамедлительно передали всем судам в радиусе 500 миль от Азорских островов. Сигнал тревоги принял и американский сухогруз «Президент Тейлор», который одним из первых ринулся на поиски исчезнувшего барка. Всех тревожило то, что за сообщением тревоги последовало длительное молчание. Многие предположили, что сильным ветром сорвало радиоантенну. По оценкам опытных моряков, судно могло потерять управление. Тогда его отнесло бы ураганом далеко в сторону.

Как же все происходило на самом деле? Из-за сильной качки груз ячменя в трюмах смещался от одного борта к другому. Кроме того, судно сильно кренилось на левый борт. Крен достиг 30-40 градусов, и огромные волны свободно перекатывались по палубе парусника. Когда груз зерна в трюме переместился на левый борт, парусник опрокинулся. Капитан приказал раздать всем спасательные жилеты.

Беда была в том, что три шлюпки левого борта оказались под водой, а шлюпки правого борта спустить на воду не было никакой возможности. На оставшихся трех плотах и одной шлюпке счастливцам все же удалось отойти от тонущего корабля. В стороне виднелся перевернутый корпус судна, и человек 15 пытались уцепиться за него в надежде, что парусник не пойдет ко дну. Но им было суждено погибнуть.

Шестеро выживших

Шлюпка была единственным спасением, но в ней не было весел. Зато имелись небольшой мешок с консервами и маленький бочонок с пресной водой. Моряки ободрали руки и ноги об острые края шлюпки, морская вода разъедала раны. В живых осталось 11 человек. Старшим был выбран Карл Думмер, опытный моряк. Все были на грани отчаяния. Танкер, появившийся вдали, их не заметил и исчез.

Капитан сухогруза «Президент Тейлор» рассмотрел в бинокль шлюпки с «Памира», и экипаж начал готовить все необходимое для спасения: вельботы, круги и прочее снаряжение. Но, как оказалось, все это были пустые шлюпки, которые разбросало с затонувшего корабля. Участок моря, где исчез барк, прочесывало уже с десяток кораблей. К концу второго дня к ним присоединились спасательные самолеты американских и португальских ВМС.

В Германии ход поисков освещали по радио, вся страна жила надеждой. Никто не хотел верить, что корабль потонул. В церквях и соборах служили молебны за спасение душ моряков. На третьи сутки в поисках участвовало уже 58 кораблей и 11 самолетов.

Оставшиеся в живых тем временем сражались со стихией. Их мучила жажда. Некоторые пили морскую воду, из-за чего их желудки сводило нестерпимой резью. Через некоторое время люди начали терять рассудок, начались галлюцинации. В живых оставалось всего пятеро.

Наконец их заметили матросы американского сухогруза «Саксон». Потерпевших кораблекрушение подняли на борт, напоили бульоном, ввели пенициллин, смазали мазью и уложили в постель. Из Касабланки на самолете они добрались до Франкфурта-на-Майне. Позже стало известно, что спасся еще один матрос - его подобрал американский угольщик. Дальнейшие поиски ни к чему не привели, и спасатели покинули район бедствия.

Виктор ВОЛЫНСКИЙ





Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:
На Главную сайта "Загадки истории"

Главные рубрики сайта "Загадки истории"


Предыдущая     Катастрофы     Следущая