Всемирная история есть сумма всего того, чего можно было бы избежать




Крушение Тейского моста

Разрушение Тейского моста сравнивают с гибелью знаменитого судна «Титаник», хотя погибло при этом всего около 60 человек. Трагическое событие вызвало огромный резонанс во всей Англии. В конечном итоге обрушение моста стоило жизни его создателю.

Железнодорожный мост через Ферт-оф-Тей (широкое устье реки Тей) на востоке Шотландии построен был в конце XIX века. Его спроектировал известный инженер Томас Бауч. Постройка была очень высоко оценена - инженера даже посвятили за нее в рыцари. Во время строительства Бауч немного изменил первоначальный план, сделав пролеты длиннее и уменьшив количество опор.

Ветер против чугуна

Первый локомотив прошел по мосту 22 сентября 1877 года, а для регулярного движения его открыли 1 июня 1878-го. Далеко не всем доставляло удовольствие прокатиться по сильно скрипящему новому мосту. Центральные 13 пролетов длиной по 74 метра вызывали у пассажиров серьезные опасения. Машинисты и кондукторы убеждали робких пассажиров, что мост новый и бояться нечего.

28 декабря 1879 года в 18:20 от Эдинбурга отправился почтовый поезд, направлявшийся в город Данди. В вагонах первого и второго класса пассажиров не было, а третьим классом ехало несколько десятков человек. В тот день погода стояла неспокойная: с утра дул ветер, а к вечеру пошел сильный дождь. Мост, как всегда, поскрипывал.

В 19:13 состав миновал последнюю небольшую станцию Уормит, подобрав несколько женщин и детей, и въехал на первый пролет моста. Приборы показывали скорость всего 5 км/ч. Машинист знал об ураганном ветре, который превышал 40 м/с, и не рисковал. Он надеялся медленно переехать на другой берег реки.

Железнодорожный обходчик Томас Баркли некоторое время наблюдал, как состав скрывался в темноте. Были слышны лишь скрежет железа и жуткое завывание ветра в фермах моста. Неожиданно вдали раздался приглушенный грохот. Баркли заволновался. Он срочно телеграфировал в Данди, но линия молчала. Молчал и Эдинбург.

А на другой стороне реки Тей люди ждали поезда, который опаздывал - пока всего лишь на четыре минуты. Служащие станции пристально вглядывались в темноту, но мост был пуст, и никаких огней на нем не виднелось. Все волновались: ведь выехавший поезд не мог просто так исчезнуть. Вскоре встало ясно, что Тейский мост рухнул, окрасив рождественские праздники 1879 года в цвет крови.

Доказательства вины

При подходе к сторожевой будке у входа на мост машинист, как всегда, замедлил ход, чтобы выхватить из руки дежурного путевой жезл. Затем, стремясь наверстать опоздание, стал наращивать скорость. Малые фермы моста он миновал благополучно. Но когда поезд на полном ходу влетел в решетчатый «туннель» срединных больших пролетов, порыв урагана буквально сорвал его с рельсов и ударил об решетку фермы. Все 13 пролетов, вместе с поездом, оказавшимся среди них как в клетке, один за другим сдуло ветром.

Все люди, находившиеся в поезде, погибли. Их точное число так и не было установлено, так как система продажи железнодорожных билетов была очень несовершенна. Из реки было выловлено 46 тел, но число жертв точно составило не менее 59 человек. По некоторым данным, их было 70-75.

Прибывшие на другой день водолазы установили, что фермы вместе с пролетами лежат на дне, на глубине 8 метров. Плохие погодные условия сильно мешали поискам. Погибших складывали на берегу. Несколько изуродованных тел нашли на скалах ниже моста. Форменная одежда свидетельствовала, что это почтовые служащие. По злой иронии судьбы, рядом с телами лежали лишь чуть-чуть пострадавшие от воды тюки с письмами.

Поначалу все обвинения в катастрофе легли на Томаса Бауча. Но инженер утверждал, что его расчеты верны, а во всем виноваты ураган и хрупкие металлоконструкции. В суд вызвали представителя фирмы-изготовителя. Ему предоставили доказательства, что железо и чугун были ненадлежащего качества. И он это признал. Впоследствии его фирма разорилась, не выдержав судебных исков, и растеряла всех клиентов.

Однако расследование показало, что при конструировании и строительстве тоже были допущены ошибки. Желание быстро и дешево возвести такое гигантское сооружение привело к трагедии. Томас Бауч скончался в октябре 1880 года, вскоре после суда, на 59-м году жизни от сердечного приступа.

Когда со дна реки подняли локомотив, то выяснилось, что при падении он не очень пострадал. После небольшого ремонта его снова стали использовать на железнодорожных маршрутах. А мост восстановили, сделав его крепким и надежным. Долго еще на берега реки Тей приезжали толпы людей, чтобы своими глазами посмотреть на место страшной трагедии и услышать рассказы людей, первыми пришедших на помощь.

Виктор ВОЛЫНСКИЙ





Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:
На Главную сайта "Загадки истории"

Главные рубрики сайта "Загадки истории"


Предыдущая     Катастрофы