Всемирная история есть сумма всего того, чего можно было бы избежать




Песня о «Буревестнике»

В 1990-х годах исследователи городского фольклора заинтересовались историей одной старой песни. Так открылась правда о трагедии, произошедшей в середине 1920-х.

В узком заливе Морского канала // Тянется лентой изгиб... // Помнится гражданам место зловещее, // Где "Буревестник" погиб...» - с этих строчек начиналась сложенная неизвестным народным поэтом песня, в которой подробно описывалась гибель некоего судна. Ее пели почти все жители Ленинграда в 1930-х годах.

Проверка легенды

Одна пожилая женщина рассказала исследователям о том, как сын подруги ее матери служил в Кронштадте. Точнее, был курсантом минной школы. В 1927 году, в начале ноября, он получил увольнение в Ленинград. В то время в городе как раз отмечали 10-ю годовщину Великой Октябрьской революции.

Но, когда курсант возвращался в Кронштадт на линкоре «Буревестник», произошла катастрофа. Дескать, вся команда по причине праздника была в стельку пьяна, корабль налетел на скалы, получил пробоину и пошел на дно. А большая часть находившихся на борту людей утонула. Курсанту же повезло: ему удалось вплавь добраться до берега Финского залива в районе Стрельны и приехать на трамвае домой. Получив сильную простуду, он потом долго лечился в госпитале.

Конечно, история выглядит совершенно фантастической - в ноябре температура воды в Финском заливе не превышает 5°. Смерть от переохлаждения наступает уже в течение 10 минут. К тому же линкора с таким названием не было. Как и скал в Финском заливе, ведь не случайно эта часть акватории по причине мелководья была названа Маркизовой лужей.

Но энтузиасты на этом не остановились. По реестру они определили, что в тот период в СССР на морской службе находились пять плавучих средств с названием «Буревестник». Одно из них было приписано к Северо-Западному речному пароходству. Это был большой буксирный пароход, построенный в 1899 году и до революции носивший гордое название «Русь». Впоследствии он был перепрофилирован в пассажирский транспорт и осуществлял регулярные перевозки из Ленинграда в Кронштадт. И этот «Буревестник» стал участником катастрофы, которая действительно случилась... но 29 августа 1926 года.

Роковая команда

Катастрофа «Буревестника»

Вечером того дня в 22:00 «Буревестник» отошел от пристани ленинградского порта и направился вдоль дамбы в сторону Финского залива. В тот момент на его борту, если верить количеству проданных билетов, находилось 404 человека, в том числе 11 членов экипажа.

Командовал кораблем не опытный капитан Пийспанен, который загулял в портовом кабаке «Золотой якорь», а старший помощник Храбунов. Меньше чем через 20 минут после начала плавания на траверзе в районе Угольной гавани появилось немецкое грузовое судно «Грета». Немцы дали длинный гудок, означающий «обходи справа». «Буревестник» почему-то проигнорировал предупреждение и среагировал только после повторного гудка. Но очень странным образом: рулевой парохода резко положил штурвал влево. Пароход врезался в строившийся в Барочной гавани Хлебный мол (кстати, не освещенный и даже не обозначенный никакими габаритными огнями, на что еще за несколько недель до трагедии жаловались портовые лоцманы).

Удар был такой силы, что в огромную пробоину тут же хлынула вода. Но обстановка не была критической до того момента, как Храбунов не дал команду: «Полный назад!» Через минуту судно, оказавшееся на глубине фарватера канала, начало стремительно погружаться в воду. На палубах началась паника, люди пытались спустить шлюпки, бросали в воду спасательные круги и прыгали вслед за ними за борт.

Пожалуй, единственным, кто не растерялся в этой обстановке, был кочегар, который успел выпустить пар из котлов, предотвратив тем самым их взрыв. Через 15 минут пароход полностью ушел под воду. Над поверхностью возвышалась только труба, на скобах которой нашли спасение несколько человек, в том числе и старпом Храбунов.

На помощь утопающим бросились катера с пожарными из порта и команда остановившегося судна «Грета». Немцы подняли на борт около 80 человек. Всего, по официальным данным, во время катастрофы погибло 65 человек, что вызывает немало сомнений.

Расследованием причин катастрофы занимался Экономический отдел Ленинградского ОГПУ. В начале ноября 1926 года началось слушание уголовного дела, длившееся 10 дней. Само происшествие и процесс скупо освещались в прессе. «Ленинградская правда» сообщила только, что виновными в катастрофе были признаны капитан Пийспанен и старпом Храбунов, которые получили всего по четыре года тюрьмы.

Леонид ЛУЖКОВ





Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:
На Главную сайта "Загадки истории"

Главные рубрики сайта "Загадки истории"


Предыдущая     Катастрофы