Самолёт таранит городК пилотам гражданской авиации предъявляются очень высокие требования. И в полете они обязаны строго следовать детальным инструкциям, в которых предусмотрены почти все мелочи, которые могут случиться во время полета. Практика показывает, что даже малейшее пренебрежение этими жесткими правилами может привести к трагедии. 8 декабря 1972 года «Боинг-737», пилотируемый опытным летчиком Уэнделлом Уайтхаусом, завершал рейс по маршруту Вашингтон - Чикаго. До посадки оставалось не более 10 минут, и бортинженер уже доложил командиру о пеленге, полученном с дальнего привода радиомаяка. Несмотря на моросивший мелкий дождь, погоду можно было считать вполне удовлетворительной. До аэропорта назначения оставалось чуть больше трех километров. Когда в небе тесноВ 14:25 Уайтхаус приказал второму пилоту Уолтеру Коблу сбросить обороты двигателя и вышел на связь с диспетчером службы управления воздушным движением. Он сообщил о снижении лайнера до высоты 910 метров и готовности к посадке. Но «боинг» был не единственным самолетом, который по этому коридору сопровождала «земля». Практически в то же время готовился совершить посадку небольшой частный винтовой самолет «Аэро Коммандер». Поскольку тот подлетел несколько раньше, диспетчер принял решение отдать ему приоритет. Сначала он отвел ему полосу «31 правая», освободив левую для «боинга». Но в последний момент, увидев, что «малыш» уже идет на высоте около 120 метров, все-таки решил сажать на левую. Диспетчер сообщил капитану Уайтхаусу, что он второй в очереди, а потом отдал команду медленно набирать высоту и идти на второй круг. Одновременно командир дал команду экипажу выполнить последнюю проверку перед посадкой. В 14:27 второй пилот доложил о выполнении последнего пункта контрольного списка. Через несколько секунд завибрировал штурвал, предупреждая об опасности сваливания. Впоследствии уцелевшие пассажиры рассказали, что двигатели, которые на протяжении последних пяти минут работали тихо, в последние секунды полета взревели, как при взлете. Очевидцы на земле видели, как нос лайнера стал подниматься все выше и выше. Он задрался практически до угла в 30 градусов, при увеличивающейся тяге двигателей. Где-то на высоте в 150 метров огромная махина стала терять высоту. На удалении около двух километров от взлетно-посадочной полосы самолет упал на малоэтажные дома, после чего, промчавшись еще около 100 метров по земле, развалился на куски и загорелся. Ад на землеФюзеляж разорвало на несколько довольно больших частей. Погасло не только освещение салона, но и сигнальные индикаторы, обозначающие аварийные выходы. В передней части самолета погибли почти все, включая трех членов экипажа. Чудом выжила только одна стюардесса - ее завалило ручной кладью. Только через полчаса спасателям удалось откопать женщину. Удалось остаться в живых и двум другим стюардессам, находившимся в хвостовой части салона. Они начали эвакуацию пассажиров. Правда, ее осложняло то, что проходы были завалены вырванными креслами, а часть секций пола провалилась. Спустя несколько минут на месте катастрофы уже работали пять пожарных машин и три кареты скорой помощи. Пожар удалось локализовать в течение 20 минут. А вот бороться с огнем на площади, где были полностью разрушены пять деревянных и кирпичных домов, пришлось еще около двух часов. Итог катастрофы был следующим: 40 пассажиров, в том числе трое детей, погибли, как и три пилота. Кроме того, жертвами тарана стали двое жителей разрушенных домов. Комиссия, занимавшаяся расследованием катастрофы, пришла к выводу, что ее причиной стала ошибка командира Уайтхауса (кстати, налетавшего на момент описываемых событий 18 тысяч часов). Готовясь к посадке, он дал команду выпустить шасси и довыпустить тормозящие закрылки до 30 градусов. Это привело к снижению высоты и скорости. Повлияло и то, что зачитывание контрольного списка процедур (какой тумблер должен был включен, а какой выключен, какая кнопка должна быть нажата и какие лампочки должны гореть на табло) экипаж начал с запозданием. В это время лайнер следовал медленнее рекомендуемой правилами скорости, в результате чего и завибрировал штурвал. И в этот момент, на высоте 300 метров, командир отдал приказание увеличить мощность двигателей, одновременно приказав опустить закрылки до 15 градусов. Такое действие привело к снижению подъемной силы, а значит, и скорости набора высоты. В результате лайнер, перейдя в горизонтальное положение, по глиссаде осуществил жесткую посадку. Кстати, это был самый первый случай крушения «боинга» серии 737. Но, увы, не последний. Константин НИКОЛАЕВ Главные рубрики сайта "Загадки истории"
|