Короткий полёт к смерти

Автор: Maks Сен 30, 2019

В тайге, которая составляет огромную часть нашей страны, подчас единственным транспортом остается вертолет. Винтокрылые монстры выполняют множество функций: осуществляют разведку обстановки, привозят топливо и продукты, забирают больных. Но без жертв, забранных мощной стальной птицей, все же не обходится.

Почти каждый год могучая сибирская река Лена выходит из берегов. Местное население, зная об этой особенности, ставит жилища подальше от берега и немного приспособилось к коварству воды. Но в 1969 году наводнение было сильнее обычного, и людей пришлось вывозить с затопленной территории.

Островитяне с Кыллаха

Остров Кыллах, что в Якутии, со всех сторон окружен голубой ленской водой. Как ни удивительно, но первыми красоту этого острова оценили русские первопроходцы. В 1858 году здесь уже существовал русский поселок и была построена Николаевская деревянная церковь, а позднее поселенцы построили школу. Остров привлекал людей тем, что здесь в изобилии водилась дичь: лоси, волки, медведи, лисицы, зайцы и горностаи. Но у этой красоты была и обратная сторона: серьезные наводнения, причинявшие значительный ущерб. Ледоход 1870 года снес третью часть строений острова, погиб почти весь скот, а амбары затопило, оставив островитян без припасов. Но люди все равно не оставили это место.

Спустя 100 лет, в 1969 году, Лена вновь показала свой неукротимый нрав, затопив окрестности. Но к этому наводнению власти были готовы. Людей заблаговременно эвакуировали на «материк», в село Даппарай. На тот момент основное население острова составляли уже якуты. В конце мая вода стала уходить, и жители стали просить власти, чтобы их вернули домой. Наилучшим способом доставки начальство посчитало перевозку людей вертолетом. И для этого были все основания.

29 мая 1969 года экипаж вертолета Ми-2 компании «Аэрофлот» должен был совершать полеты по патрулированию лесов и выполнить поручения районной паводковой комиссии.

Днем пилоты пять раз летали по местности для выявления точек возможного бомбометания, чтобы разблокировать ледовые заторы в районе острова Кыллах. На тот момент многие мужчины с острова уже добрались домой на лодках, а на «материке» оставались их жены и дети. Они и составляли основную часть «возвращенцев».

Когда летчики подлетели к Даппараю, их там уже ждали. Несколько десятков ребятишек и кучка взрослых подняли головы в небо и увидев вертолет, замахали ему руками. Едва машина села на землю, дети тут же побежали к ней, желая быстрее занять место у иллюминатора. Надо отметить что, несмотря на удачную конструкцию Ми-2 не был полноправным пассажирским вертолетом. Помимо двух членов экипажа вертолет мог перевозить только восемь взрослых пассажиров, для которых в салоне были предусмотрены места. Но так как основными пассажирами в этот раз были дети, вертолетчики не видели ничего страшного в том, чтобы удвоить их число. В конце концов так они рассчитывали побыстрее разделаться с этим хлопотным заданием.

Неугомонные пассажиры

Катастрофа Ми-2 на реке ЛенеПеред тем как распахнуть дверь вертолета, командир Ипполитов дал указание штурману — контролировать число вошедших: не более 15 детей и один взрослый сопровождающий. Ведь небольшую перегрузку вертолет выдерживал довольно легко. Но как только распахнулась дверь, поток ребятишек хлынул в салон. Нечаеву стоило немалых трудов сдержать его. В итоге в салон набилось 19 детей и трое взрослых. Поговаривали, что люди даже угрожали экипажу ружьями, чтобы те не препятствовали их посадке на борт. В конце концов штурман плюнул и закрыл дверь, а Ипполитов решил взлетать. Машина на удивление легко поднялась в воздух и направилась на Кыллах.

Первый рейс завершился вполне удачно. Вертолет перелетел через Лену и через несколько минут уже высаживал обрадованных людей на землю. Но во втором рейсе летчиков ждало нелегкое испытание. Приземления машины якуты ждали с негодованием: «Почему первым посадили этих, а не нас?!» В итоге теперь толпа рванула внутрь и остановилась только, когда в салоне не было пустого пространства. Штурману с трудом удалось посадить на одно из мест русскую учительницу, которая направлялась в поселковую школу Кыллаха. Все предупреждения командира, что «мы не взлетим», якуты игнорировали, дескать: «Зачем, начальника, пугаешь нас?!» В салоне на тот момент набилось 7 взрослых и 19 детей, а перегруз от нормы составил 475 килограммов. Впоследствии экипаж оправдывался, что якуты были настроены агрессивно, кто-то даже грозился разрядить картечь из ружья, если не найдется место для его ребенка. И раздосадованный Ипполитов решил лететь, самоуверенно положившись на безграничные возможности машины. И оказалось, очень зря!

Как только Ипполитов стал поднимать вертолет в воздух, он заметил, что машина с трудом преодолевает расстояние над землей. Люди на берегу видели, как вертушка буквально зависла в метре от земли и только потом стала понемногу набирать высоту. Одновременно вертолет направился к реке, чтобы преодолеть ее. Но сразу после обрыва на берегу Ми-2 стал стремительно опускаться к воде, не в силах держать взятый вес. Позднее эксперты придут к выводу, что вертолет потерял «воздушную подушку» — уплотнение воздуха, под несущим винтом. Если бы Ми-2 потихоньку летел над землей, возможно, он бы и преодолел те несчастные 5-10 километров. Но здесь после обрыва произошла резкая смена высоты, и эффект «воздушной подушки» исчез: вертолет полетел вниз!

Ледяная вода

Стоявшие на берегу своим глазами увидели ужасную картину: полный детей вертолет сначала просел, потом задел винтом край обрыва и рухнул на лед. У людей была всего лишь пара минут, пока тонкий лед проламывался под тяжестью стальной махины. Как вспоминали очевидцы, многие успели выскочить из салона, но тут же лед окончательно проломился, и все оказались в ледяной воде. Экипаж, состоявший из двух физически крепких мужчин, сумел выбраться на твердый лед. Ипполитов даже нашел силы, чтобы спасти учительницу, но все остальные, особенно дети, оказавшись в обжигающе холодной ленской воде, сразу пошли на дно.

Когда летчики стали выходить к берегу, обезумевшие жители едва не линчевали их. По слухам, пилотам пришлось спасаться бегством. И было за что! По вине экипажа, допустившего безалаберную ошибку, погибли шестеро взрослых, восемь школьников и 11 детей дошкольного возраста. Всего 25 человек. От смерти пилотов спасла лишь милиция, увезя их на патрульной машине в райцентр, где они отсиживались в СИЗО.

По факту авиакатастрофы, произошедшей 29 мая 1969 года в районе села Даппарай, была создана следственная комиссия. Ее итоги были однозначны: виноват экипаж! И прежде всего командир воздушного судна Борис Ипполитов.

Выдержка из материалов следственной комиссии: «Расследованием установлено, что за время учебы в летном училище и работы в ЯУГА пилот подвергался серьезным дисциплинарным взысканиям (выговор за употребление спиртных напитков и снятие с летной работы за посадку вне полосы)». Также было отмечено, что Ипполитов по «своим деловым и моральным» качествам вообще не должен был быть командиром вертолета, ведь его подготовка оставляла желать лучшего. Но пилотов в тайге катастрофически не хватало, и даже такого «двоечника» посадили в кресло командира.

Только в СИЗО к летчикам пришло полное понимание, что они натворили. Помимо уголовного наказания, их ожидало осуждение сокамерников. Ведь они, по сути, убили 19 детей! В итоге, не выдержав морального прессинга, в камере повесился командир Ипполитов. После этого штурмана Нечаева перевели в одиночку и следили, чтобы он все-таки дожил до суда! Разгневанные родители хотели посмотреть ему в глаза и услышать достойный ответ за их горе. И в какой степени это случилось!

Вопреки действовавшему тогда Уголовному кодексу Республиканский суд Якутской АССР вынес наказание штурману Александру Нечаеву строже предусмотренных законом сроков: высшая мера наказания — смертная казнь! После вердикта зал одобрительно загудел, а Нечаев удивленно расширил глаза, не понимая, как это возможно. Ведь он полностью признал вину и выразил сожаление и раскаяние. На его счастье, Верховный суд РСФСР отменил этот приговор, назначив Нечаеву восемь лет лишения свободы. После отбытия срока его судьба осталась неизвестной.

Алексей МАРТОВ

Ещё одна трагедия

Во время грузино-абхазского вооруженного конфликта из осажденного абхазского города Ткварчели российские ВВС решили эвакуировать местных жителей: женщин и детей. Для безопасности эвакуации два вертолета должен был сопровождать истребитель Су-25. Спустя несколько минут после набора высоты в один вертолет попала ракета из ПЗРК «Стрела». В итоге погибло от 81 до 87 человек, среди которых были 8 беременных женщин и 35 детей. Абхазская сторона винит в этой трагедии грузинские вооруженные силы.



, ,   Рубрика: Катастрофы и катаклизмы

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:59. Время генерации:0,228 сек. Потребление памяти:8.68 mb