Коса двух пилотов

Автор: Maks Апр 24, 2020

Те, кому доводилось ходить по трассе Северного морского пути, знают о существовании косы Двух Пилотов. Это участок суши, почти остров, протянувшийся вдоль сурового побережья Чукотки недалеко от устья реки Амгуэмы. Коса — российская территория. Но названа в честь двух американских полярных летчиков, нашедших здесь свою гибель в 1929 году…

Осень 1929 года была непростой. Пароход «Ставрополь» по пути во Владивосток не смог пробиться сквозь многолетние льды и вынужден был остаться на зимовку у мыса Северный.

В ледовом плену

Жизнь на «Ставрополе» текла монотонно и грустно. Но в один из таких неприметных дней вынужденной зимовки вахтенный матрос заметил, что от берега сквозь торосы к «Ставрополю» пробиваются две собачьи упряжки. А уже через час приехавшие чукчи сообщили капитану Миловзорову о том, что у мыса Северный стоит американская шхуна «Нанук», которую постигла та же участь, что и «Ставрополь», — оба судна вмерзли в лед.

На следующий день собачья упряжка доставила капитана Миловзорова к месту стоянки шхуны «Нанук». У трапа дорогого гостя встретили хозяин шхуны Олаф Свенсон, его дочь Сигрид и шкипер Фонк.

За обедом Свенсон рассказал Миловзорову о том, что у него на судне имеется на несколько сотен тысяч долларов пушнины. За песца можно не волноваться, он всегда ценен, а вот горностай может упасть в цене. И тогда Миловзоров дал совет — перебросить пушнину по воздуху. Свенсон совет принял. В тот же день радист «Нанука» передал радиограмму на Аляску, в которой попросил прислать самолет для вывоза пушнины.

Одновременно с этим Москва начала операцию по спасению «Ставрополья». Из Иркутска командировали летный отряд в составе пилотов Слепнева и Галышева. Два самолета — «СССР 177» и «СССР 182» — были срочно погружены на платформу и отправлены во Владивосток, в сухом доке которого ускоренными темпами шел ремонт ледореза «Федор Литке». Он и должен был доставить летный отряд и две машины в бухту Провидения. Оттуда Слепневу и Галышеву предстояло вылететь на мыс Северный, несколькими рейсами вывезти пассажиров и снова морем вернуться во Владивосток. Но так уж случилось, что советским пилотам пришлось поучаствовать и в другой операции…

Параллельным курсом

Тем временем на помощь Свенсону прилетел самолет «Гамильтон». Экипаж состоял из пилота Карла Бена Эйлсона и механика Борланда. Машину нагрузили мехами. Нашлось место на борту «Гамильтона» и для большей части экипажа шхуны «Нанук». Чтобы не платить матросам жалованье за время зимовки, Свенсон решил отправить их на Аляску.

Самолет успешно взлетел. И навсегда скрылся в снежной пелене — исчез.

Вначале пропавший самолет Эйлсона искали американские летчики, которые прибыли на мыс Северный в середине декабря. Однажды летчик Кроссен, пролетая над тундрой в районе реки Амгуэмы, заметил торчащий из-под снега предмет, напоминающий крыло самолета. Но сесть не решился.

В начале января 1930 года капитан парохода «Ставрополь» Миловзоров радировал председателю полярной комиссии Каменеву, что самолет летчика Эйлсона может находиться к востоку от мыса Северный. И тогда Москва разрешила летчику Маврикию Слепневу и механику Фабио Фариху подключиться к поиску пропавших американских пилотов.

Два самолета взяли курс на мыс Северный. Через несколько часов самолеты были на месте. Командир группы Слепнев предложил американцам и канадцам объединить все работы по розыску пропавших пилотов.

На следующий день несколько собачьих упряжек, нанятых Свенсоном, доставили в помощь Слепневу членов экипажа «Ставрополя» и шхуны «Нанук».

Силами интернационального отряда были организованы тщательные поиски погибших пилотов. Люди обмораживались, болели, голодали, но с места аварии никто не ушел.

Маврикий Слепнев и американская делигацияОднажды, когда Слепнев обмерял место раскопок и отмечал их направление красными флажками, он вдруг услышал крик кочегара Джекобсона: «Господа, нога!»

Все бросились к нему. Это была подметка мехового унта.

На следующий день радист «Нанука» послал радиограмму, сразу же облетевшую все газеты мира:

«Всем зпт всем зпт всем тчк Самолет Эйлсона и Борланда «ГАМИЛЬТОН 10-002» разбился в 50 милях от мыса Северный тчк Останки найдены в результате поисков под руководством русского летчика Слепнева тчк Корреспондент «Нью-Йорк таймс» Сигрид Свенсон тчк».

Останки погибших были перенесены в самолет Слепнева. Они уже хотели взлетать, когда в небе появился еще один самолет. Он сделал два круга и пошел на посадку. Коснулся заструг, подскочил, треснул и, снеся шасси и пропеллер, пронесся по мерзлому снегу и остановился, подняв вертикально хвост. Из пилотской кабины, из которой шел дым, выскочил живой и невредимый человек в элегантной оленьей парке. Это был капитан Рид.

Приблизившись к Слепневу, он приложил руку к шлему и отрапортовал:

— По специальному заданию. Сел, чтобы вручить вам телеграмму из Вашингтона. Было приказано вручить ее вам немедленно.

Слепнев развернул телеграмму. «Государственный департамент сообщает вам зпт что Государственный департамент охотно соглашается зпт чтобы командор Слепнев и механик советского аэроплана сопровождали тела погибших до Фэрбенкса тчк».

Полет за океан

Первая посадка в Америке была в городке Теллоре. Все интересовались советскими летчиками и самолетом, ведь это было за 7 лет до перелета Чкалова через полюс. Мэр города произнес приветственную речь.

Попросив извинения, что в Теллоре нет городских ворот и он не может преподнести ключ от них, он передал Спепневу ключ от своей квартиры. Расписываясь в книге прибывающих в гостиницу, Слепнев поставил дату 4 марта. Мэр вежливо поправил его, заметив, что сегодня 3 марта.

Слепнев продолжал настаивать на своем. Оказалось, что они перелетели не только границу между двумя государствами, но и границу, где меняются даты. Самолет Слепнева перелетел во вчерашний день…

Самолеты летели над Юконом низко — на высоте 100 метров. Посредине шел американец Йонг, над его самолетом развевалось черное траурное полотнище. Слева — канадский самолет, а справа — машина Слепнева. Жители Аляски задирали головы и, наверное, с удивлением разглядывали знаки на крыльях самолета: «СССР-177». Телеграф уже разнес по всему Юкону известие о том, что этот самолет привез тела летчиков Эйлсона и Борланда из далекой «Сиберии», и теперь они совершают свой последний воздушный рейс.

Они летели в город Фэрбенкс, где жили родители погибшего командира самолета. Здесь летчик Эйлсон закончил свой последний полет.

Весь аэродром заняла огромная толпа. Мэр огласил сообщение: «Народы Аляски и Северо-Американских Соединенных Штатов объявляют благодарность советскому народу и лично мистерам Слепневу и Фариху за ту замечательную роль, которую они сыграли в розысках любимого американского летчика, основателя воздушных линий на Аляске — Бена Эйлсона и его механика Эарла Борланда».

Расчувствовавшийся от такого приема Маврикий Слепнев передал отцу Эйлсона разбитый штурвал, который стал причиной смерти его сына — он продавил ему грудь.

Вечером, во время визита к мэру города Фэрбенкса, Слепневу вручили золотые часы с надписью: «Капитану Слепневу с благодарностью. Народ Аляски. Фэрбенкс, 1930 год».

В один из дней в отель, где жил Слепнев, пришел отец Эйлсона. «Я не знаю вашей страны. — сказал он. — Но я приеду посмотреть на нее. Наверное, это очень хорошая страна, раз там живут такие люди, как вы. И я очень прошу вас, чтобы на гроб моего сына вместе с американским и канадским флагами был возложен и флаг вашей страны…»

Слепнев заказал яркий пурпурный флаг с нашитыми на нем золотыми серпом и молотом. В те годы еще не существовало ни одного дипломатического документа, в котором правительство США официально признавало бы нашу страну. Но, независимо от дипломатических тонкостей, событие, которое произошло в маленьком гарнизонном клубе Фэрбенкса, при всей его трагичности, стало непреложным фактом признания нашей страны.

Виталий ЖУКОВ



, ,   Рубрика: Великие первопроходцы

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:63. Время генерации:0,169 сек. Потребление памяти:8.92 mb