Космическая ловушка

Автор: Maks Апр 26, 2020

30 июня 1971 года считается по-настоящему черным днем советской космонавтики. Второй полет на орбитальную станцию «Салют-1» закончился катастрофой: спускаемый аппарат «Союза-11» доставил на Землю три мертвых тела. Страна погрузилась в траур, а программа полетов была приостановлена почти на два года.

Первая в мире долговременная орбитальная станция «Салют-1» была выведена на орбиту 19 апреля 1971 года и стала гигантским шагом человечества на пути освоения околоземного пространства, шагом непростым, требующим от участников проекта полной самоотдачи, готовности рискнуть здоровьем, а то и самой жизнью…

Нештатная стыковка

Первый экипаж прибыл на «Салют-1» уже 24 апреля. Корабль «Союз-10» причалил к станции, но из-за ошибки пилотирования не смог штатно завершить стыковку. Штанга стыковочного узла корабля зафиксировалась в приемном конусе, однако втянуть ее и герметизировать переход не получилось.

У Шаталова, Елисеева и Рукавишникова оставалась возможность отстрелить штангу с помощью пиропатрона, только тогда обломок штыря остался бы в стыковочном узле «Салюта», сделав его полностью непригодным для использования. Под угрозой срыва оказалась вся программа.

Экипаж потратил несколько часов и все резервное горючее. Наконец, после серии консультаций с находящимися в ЦУПе инженерами космонавтам удалось отстыковать свой корабль. О повторной попытке стыковки уже не могло быть и речи. Шаталову с товарищами пришлось возвращаться.

Трудное решение

Экипаж «Союза-11» Добровольский, Пацаев, ВолковВторой полет к «Салюту» готовился в срочном порядке. На этот раз ударить лицом в грязь было никак нельзя. Состав основного экипажа утвердили уже давно. В тройку входили Валерий Кубасов и Петр Колодин, командовал группой уже знаменитый выходом в открытый космос Алексей Леонов. Экипаж усиленно тренировал стыковку в ручном и автоматическом режимах. Была уже согласована дата старта, но случилось невероятное: за два дня до вылета медики обнаружили у Кубасова затемнение в легком. Из двух вариантов — сменить одного бортинженера или сменить всю тройку — выбрали второй. Решение это далось далеко не просто: Леонов и Колодин восприняли новость крайне болезненно, против полной замены выступала даже команда дублеров, но 6 июня 1971 года «Союз-11» стартовал, имея на борту Владислава Волкова, Виктора Пацаева и командира группы Георгия Добровольского.

Запуск, выход на орбиту и стыковка прошли в штатном режиме. Уже на следующий день экипаж начал расконсервацию станции. После тесного «Союза» два цилиндра размером с кухню казались космонавтам настоящим дворцом. Помимо всех прочих удобств, имелась телевизионная связь с Землей. В течение десяти дней команда обживала станцию, занимаясь выполнением намеченной программы, 18 июня на борту произошел пожар. Встал вопрос об экстренной эвакуации, но космонавты сумели справиться самостоятельно.

Всего команда провела на орбите более 20 суток. Вечером 29 июня экипаж перешел в посадочный модуль. И вновь прозвучал тревожный звоночек: при закрытии люка продолжал гореть транспарант «Люк открыт». ЦУП предположил поломку датчика. Датчик заблокировали кусочком изоляции и провели проверку на герметичность. В половине десятого корабль отстыковался от станции и начал посадку.

Убийца без лица

Записи переговоров с экипажем свидетельствуют о том, что на борту «Союза-11» все шло без проблем и эксцессов. Георгий Добровольский вышел на связь и доложил, что ориентация произведена, условия для посадки отличные, а он и его коллеги прекрасно себя чувствуют. После этого двигатели перешли в режим торможения, и корабль начал схождение с орбиты. После отключения двигателей произошло разделение спускаемого аппарата с приборным и бытовым отсеками. Примерно тогда же исчезла связь.

Планировалось, что Добровольский выйдет в эфир сразу после отделения спускаемого аппарата, но «Союз» молчал. Это молчание несколько озадачило специалистов, экипаж отличался большой словоохотливостью и порой говорил с Землей куда больше, чем того требовала ситуация. Впрочем, возвращение происходило в плановом режиме, без каких-либо отклонений, поэтому молчание списали на неисправность радиооборудования. На высоте 7 тысяч метров раскрылся основной парашют, оборудованный антенной. Космонавты обязаны были выйти на связь, чтобы доложить об обстановке. Но аппарат молчал, не отвечая на запросы. Это уже не на шутку встревожило ЦУП: на этой стадии посадки проблем со связью не имел ни один из благополучно вернувшихся «Союзов».

Встречающие вертолеты обнаружили приземлившийся аппарат практически сразу после посадки. Он лежал на боку и внешне не имел никаких повреждений. На стук в стенку никто не ответил. Спасатели незамедлительно вскрыли люк. Все трое космонавтов сидели в своих креслах пристегнутые поясными ремнями. Лица погибших были покрыты синюшными пятнами, испачканы потеками крови из носа и ушей. Когда тела извлекли из кабины, Добровольский был еще теплым. Попытки врачей реанимировать экипаж путем искусственного дыхания и закрытого массажа сердца успехом не увенчались. Космонавты были мертвы.

Вскрытие показало, что они погибли от декомпрессионной болезни, вызванной резким падением давления. Пузырьки воздуха по всей кровеносной системе и лопнувшие барабанные перепонки не оставляли никаких сомнений. Все обстоятельства указывали на разгерметизацию посадочного модуля.

Холмы на Плутоне

Уже на следующий день была создана правительственная комиссия для расследования. Специалисты изучили спускаемый аппарат «Союза-11» буквально до винтика, но не обнаружили никаких поломок. Закрыв в кабине люк и все штатные отверстия, создали высокое избыточное давление. После полутора часов эксперимента стало понятно, что модуль полностью герметичен. Каким же тогда образом могло так стремительно упасть давление?

Единственной зацепкой оставался открытый вентиляционный клапан. Этот клапан должен был сработать уже в атмосфере, после раскрытия парашютов. Но что если он открылся раньше? Еще во время отстрела приборного и бытового отсека?

Анализ записей автономного регистратора бортовых измерений косвенно подтвердил версию несанкционированного срабатывания клапана вентиляции. Картина гибели экипажа теперь вырисовывалась достаточно отчетливо. Преждевременное срабатывание пиропатрона, открывавшего клапан, могло быть спровоцировано отстрелом отделяемых отсеков.

На то, чтобы найти и устранить причину разгерметизации, у экипажа оставалось менее двух минут. Пытаясь найти течь по звуку, они отключили радиопередатчики и, видимо, смогли установить причину аварии, но перекрыть клапан вручную уже не успели.

Версия была признана официальной, хотя многочисленные наземные испытания так и не смогли подтвердить эту гипотезу. Происшествие решили считать маловероятным и трудновоспроизводимым. Тем не менее запуски кораблей серии «Союз» были приостановлены на 27 месяцев. За это время конструкторы пересмотрели концепцию компоновки кабины спускаемого модуля и доработали устройство вентиляционных клапанов. И самое главное: операции подъема-спуска было решено отныне производить исключительно в скафандрах. Ради этого пришлось отказаться от третьего члена экипажа, который больше не помещался в тесной кабине. Зато теперь, в случае разгерметизации, у экипажа имелись все шансы выжить.

После траурных мероприятий погибшие космонавты со всеми, почестями были похоронены в Кремлевской стене. Именами Георгия Добровольского, Виктора Пацаева и Владислава Волкова названо полтора десятка улиц и проспектов, три астероида и кратеры на обратной стороне Луны. В честь экипажа «Союза-11» планируют назвать также холмы на Плутоне.

Нельзя не упомянуть, что затемнение в легком, спровоцировавшее замену команды, оказалось лишь реакцией на цветение растений, и Валерий Кубасов еще дважды побывал на орбите. Судьба вообще похожа, на космос, она так же безжалостна и непредсказуема. Она убила экипаж Добровольского и пощадила экипаж Леонова. Но все же смерти Добровольского, Пацаева и Волкова не остались бессмысленными. Опыт, наработанный подобными тяжелыми потерями, открыл людям дорогу в космос и позволил кораблям серии «Союз» до сих пор оставаться самым надежным средством доставки космонавтов на орбиту.

Эдуард ШАУРОВ

  Рубрика: Катастрофы и катаклизмы 346 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:44. Время генерации:5,106 сек. Потребление памяти:9.65 mb