Ковчег Завета

Автор: Maks Ноя 12, 2020

Многие наверняка смотрели фильм «Индиана Джонс: в поисках утраченного ковчега». Главный герой противостоит эсэсовцам, отчаянно разыскивающим ковчег Завета. Согласно библейской традиции, эта реликвия была создана в соответствии с прямыми инструкциями Бога и служила наглядным свидетельством Его присутствия в среде народа Израиля. Чем же на самом деле являлся этот священный ларь и почему его изготовление было настолько необходимо?

По небесным лекалам

На третий месяц исхода из Египта евреи, ведомые пророком Моисеем, достигли горы Синай. Именно здесь Бог заключил договор (завет) с народом Израиля. Для этого Моисей был призван на вершину горы, где ему вручили «скрижали каменные, и закон, и заповеди». Сорок дней и ночей находился еврейский предводитель рядом с Вседержителем, здесь он получил подробные инструкции по устройству Скинии собрания (походный храм) и ковчега Откровения. Поражает скрупулезность, с которой Бог инструктирует Моисея по поводу сборки обоих «устройств». Всевышний настаивает, чтобы все строго соответствовало образцам, которые были продемонстрированы пророку во время личных аудиенций. Господь требует поручить изготовление ковчега, Скинии и облачений для их служителей конкретным мастерам, имена которых Он также сообщает. Кроме того, Бог назначает первосвященника Аарона и его детей «смотрящими» за ковчегом.

Особое место в инструкции занимает подробное описание одежды, в которую должен быть облачен «обслуживающий персонал». Некоторые исследователи не без основания предполагают, что эти наряды исполняли в первую очередь защитную функцию, поскольку ковчег, судя по описаниям, был весьма опасен для здоровья. Никто, кроме избранных священнослужителей в спецодежде, не мог без опасности для жизни не только приблизиться к реликвии, но даже и смотреть на нее.

Как связаться с Богом

Согласно ветхозаветному преданию, в ковчеге хранились скрижали Завета, посох Моисея, полученный им от своего тестя и советника фараона Итро, жезл Аарона и сосуд с манной небесной, которой питались евреи во время своих мытарств по пустыне. Однако главное предназначение ковчега заключалось в поддержании связи между Моисеем и Богом: «Там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою, посреди двух херувимов, которые над ковчегом Откровения, о всем, что ни буду заповедовать чрез тебя сынам Израилевым». Иными словами, речь идет не просто о вместилище для религиозных святынь, но в первую очередь о средстве для поддержания регулярной связи между Богом и «операторами устройства», представленными узкой группой избранных лиц во главе с Моисеем.

Немаловажная деталь: принадлежность к кругу избранных и наличие специальных одежд не гарантировали безопасность для служителей ковчега. Так, его жертвами стали два сына Аарона, которые неосторожно приблизились к ковчегу. После этого инцидента Господь дал дополнительные указания Моисею: «Скажи Аарону, брату твоему, чтоб он не во всякое время входил во святилище за завесу пред крышку, что на ковчеге, дабы ему не умереть».

Следы теряются

Ковчег ЗаветаВо время правления царя Давида ковчег был доставлен в Иерусалим, где находился в особом шатре. Впоследствии он был перемещен в главную святыню иудаизма — Иерусалимский храм, построенный легендарным царем Соломоном. Последнее упоминание о ковчеге относится ко времени правления царя Иосии (622 год до н. э.). Дальнейшие его следы теряются. Притом нигде в Ветхом Завете не упоминается об исчезновении реликвии.

Согласно одной из наиболее реалистичных версий, «передатчик Божественной воли» покинул Иерусалимский храм во время правления царя Манассии (687-642 годы до н. э.) — вероотступника, возродившего жертвоприношения древнесемитскому божеству Баалу. Оберегая ковчег от поругания, священнослужители эвакуировали его сначала в Египет, а затем в Эфиопию. В конечном итоге он оказался в одном из храмов города Аксум.

Эфиопская православная церковь заявляет, что святыня в настоящий момент находится в алтаре храма Святой Марии Сионской. История, изложенная в эфиопском кодексе «Величие Царей», повествует, что ковчег был передан Менелику, сыну Соломона и царицы Савской, после его помазания на царство. Обратно на родину Менелика сопровождали отпрыски вельмож и левитов Израиля. С ними и была вывезена святыня. Ее копию (табот), плотно задрапированную в толстую ткань, можно видеть во время ежегодной церемонии Тимкат, проводимой в январе.

Три ларца

Как же был устроен ковчег? В книге Исход приводятся указания, в соответствии с которыми он должен быть построен: «И пусть сделают ковчег из дерева ситтим: длина ему два локтя с половиною, и ширина ему полтора локтя, и высота ему полтора локтя; и обложи его чистым золотом, изнутри и снаружи покрой его; и сделай наверху вокруг его золотой венец [витый]; и вылей для него четыре кольца золотых и утверди на четырех нижних углах его: два кольца на одной стороне его, два кольца на другой стороне его».

Существует версия, что ковчег состоял из трех ларцов наподобие русской матрешки. Маленькая коробка, сделанная из чистого золота, помещалась в деревянном ящичке, который в свою очередь находился внутри большого внешнего ларя, обитого золотом.

Вдоль боковых стенок ковчега крепились обложенные чистым золотом шесты, также сделанные из дерева ситтим, которые использовались для транспортировки реликвии. Не исключено, что они играли какую-то неизвестную нам дополнительную роль, поскольку Господь подчеркивает, что шесты должны постоянно находиться в крепежных кольцах.

Сверху ковчег накрывался массивной крышкой из чистого золота: «Длина ее два локтя с половиною, а ширина ее полтора локтя». По обеим сторонам крышки лицом друг к другу располагались два золотых херувима, которые своими распростертыми крыльями покрывали верхнюю крышку.

Как уже говорилось, ковчег обладал весьма опасными свойствами. Взять хотя бы историю с левитом Озой, который погиб, прикоснувшись к ковчегу во время транспортировки. С этим загадочным свойством столкнулись и филистимляне, захватившие реликвию во время битвы у города Авен-Езер. Они поместили необычный трофей в капище своего главного божества, покровителя земледелия и плодородия Дагона. Однако последовавшие за этим катастрофические события (жители покрывались язвами и наростами, многие мучительно умирали) заставили филистимлян вернуть святыню ее прежним хозяевам вместе с богатыми отступными.

Существует версия, согласно которой внутри ковчега находился радиоактивный источник и филистимляне схватили изрядную дозу радиации. В этой связи припоминают многослойное одеяние служителей ковчега, которое более напоминает общевойсковой защитный комплект, который надевают для проникновения в зону заражения. Некоторые исследователи полагают, что первосвященники, обслуживавшие ковчег, были одеты в свинцовые фартуки.

Кроме того, Библия описывает еврейскую реликвию как сокрушительное оружие. Ковчег «участвовал» во многих войнах, и в частности при осаде Иерихона. Но если строго следовать описаниям, вряд ли это воздействие можно назвать радиоактивным. Скорее всего, речь идет о каком-то неизвестном нам типе излучения.

Наряду с этим ковчег обладал еще и «антигравитационными» свойствами: он «сам нес тех, кто нес его». Иными словами, несмотря на изрядный вес, которым должен был обладать этот чудесный ларь, он не только не обременял своих носильщиков, но и буквально переносил их самих!

В несколько преувеличенном виде сокрушительное воздействие ковчега было показано в уже упоминавшемся фильме о приключениях Индианы Джонса. Интересно, что прототипом героя послужил немецкий археолог, писатель и сотрудник института «Аненербе», оберштурмфюрер СС Отто Ран. Сюжет фильма буквально воспроизводит некоторые эпизоды из жизни эсесовца, связанные с поисками святого Грааля. Возможно, между ковчегом Завета и чашей Грааля существует некая функциональная связь, на что намекают авторы фильма.

Алексей КОМОГОРЦЕВ

, , , ,   Рубрика: Загадки библии 73 раз просмотрели

Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:27. Время генерации:0,634 сек. Потребление памяти:8.69 mb