Ледяные мины Атлантики

Автор: Maks Окт 23, 2022

Самым известным кораблекрушением в мировой истории по праву считается трагическая гибель трансатлантического лайнера «Титаник», затонувшего после столкновения с айсбергом в ночь с 14 на 15 апреля 1912 года. Однако это далеко не единственный случай.

ПЛОСКИЕ АЙСБЕРГИ

Мореплавание возникло практически одновременно с появлением современного человечества, и логично предположить, что корабли издавна сталкивались с айсбергами. Однако впервые на бумаге зафиксировал это событие известный мореплаватель Джеймс Кук во время своего второго кругосветного плавания в 1772-1775 годах. Тогда он первым пересек Южный полярный круг, всего около 140 километров не дойдя до берегов Антарктиды. Исследуя воды высоких широт, Кук подробно описал так называемые плоские айсберги, нареченные им ледяными островами. Впоследствии моряки, бороздившие приполярные воды, не раз делали записи в вахтенных журналах о встречах с айсбергами, многие из которых оказывались для судов роковыми.

Хорошо известен случай, произошедший в июне 1803 года с британским судном «Леди Гобарт», направлявшимся из Галифакса в Англию. Вблизи Ньюфаундленда оно столкнулось с айсбергом, чья высота, по словам моряков, в два раза превышала размеры самой высокой мачты судна. В длину ледяной остров насчитывал около километра. От столкновения с ледяной глыбой «Леди Гобарт» пошла ко дну, однако команда корабля в полном составе успела пересесть в шлюпки и спастись.

Следующая смертельно опасная встреча с айсбергом состоялась в мае 1829 года. На этот раз ледяной остров потопил французское судно с красивым именем «Натали». Из 75 человек спаслись лишь 17.

ДО «ТИТАНИКА»

Описывать гибель «Титаника» — самого большого и роскошного, считавшегося непотопляемым трансатлантического лайнера начала XX века — смысла нет. О его гибели сняты фильмы, написаны десятки книг и тысячи научно-популярных статей. И совершенно необъяснима беспечность команды «Титаника», которая отлично знала, что на этом маршруте айсберги встречаются нередко. Их первой официальной жертвой на этом направлении стало судно «Мария», затонувшее в мае 1849 года. Столкновение с плавучей глыбой стоило жизни 109 пассажирам и членам экипажа. Выжили лишь 13 человек.

Следующая трагедия на пути следования из Старого в Новый Свет произошла спустя 7 лет — в январе 1856 года. Пароход «Пасифик», совершавший плавание из Ливерпуля в Нью-Йорк, неожиданно исчез, не успев подать даже сигнал бедствия. Пропали без вести 186 членов экипажа и пассажиров судна. О том, что на самом деле произошло с пароходом, мировая общественность узнала спустя 5 лет благодаря удивительному происшествию, которое могло бы лечь в основу остросюжетного романа. На морской берег выбросило запечатанную бутылку с находившейся внутри запиской. В тексте послания сообщалось, что «Пасифик» столкнулся с айсбергом и затонул. Автор записки, капитан корабля по фамилии Грэм, утверждал, что надежды добраться до Большой земли у выживших нет… При этом необходимо отметить, что потерпевший крушение пароход, так же как впоследствии и «Титаник», являлся в ту пору самым быстрым судном, курсировавшим между Европой и Северной Америкой.

В том же 1856 году от столкновения с айсбергом пошел ко дну лайнер «Джон Ратледж». Выжил только один человек.

ОТ ТЕЛЕГРАФА ДО КОСМОСА

Пассажиропоток из Старого в Новый Свет постоянно увеличивался, и владельцы судоходных компаний задумались о том, как избавить свои суда от роковых встреч. Для этой цели было решено использовать беспроводной телеграф. Капитаны судов должны были информировать другие корабли о движении встреченных ими на своем пути айсбергов.

Подобные устройства применялись на трансатлантических лайнерах и раньше — начиная еще с 1900 года. Однако до трагической истории с «Титаником», также имевшим беспроводной телеграф, подобному оповещению не уделяли должного внимания. Лишь в 1914 году в Лондоне состоялась масштабная конференция, на которой рассматривался вопрос информирования судов о появлении айсбергов на напряженных маршрутах.

Судно «Эксплорер» после столкновения с айсбергомБыла утверждена Конвенция об охране человеческой жизни на море, подписанная представителями всех морских держав планеты, включая Российскую империю. Однако разразившаяся Первая мировая война помешала воплощению ее положений в жизнь. Следующая, но неокончательная версия была принята только в 1929 году. Сразу после завершения боевых действий в Северной Атлантике начал активную деятельность Международный ледовый патруль, осуществляемый береговой охраной США. В его задачи входили разведка и оповещение судов о перемещении айсбергов в Атлантическом океане. Работа ледового патруля значительно сократила число столкновений кораблей с ледяными островами.

Сегодня за перемещением айсбергов ведется наблюдение из космоса с помощью спутников Европейского космического агентства и НАСА.

В НАШИ ДНИ

К сожалению, до сих пор полностью избежать столкновения с айсбергами не представляется возможным. А от удара ледяного острова, как показала практика, не спасут даже бронированные борта корабля. История, будто под копирку повторяющая инцидент с «Титаником», произошла 30 января 1959 года. Бронированный сухогруз «Ханс Хеттофт», предназначенный для перевозки стратегических и военных грузов, следовал из Юлиансхоба в направлении Копенгагена. Корабль был оснащен высококлассными навигационными приборами, включая радар для обнаружения айсбергов.

Увы, но даже столь серьезная защита и опыт капитана Рауса Расмуссена не спасли корабль от встречи с ледяным гигантом. Около 6 часов вечера с судна поступило уведомление о столкновении с айсбергом, а спустя 3 часа последовало короткое сообщение: «Идем ко дну». На корабле, кроме груза, находились 55 пассажиров и 40 членов экипажа. Когда к месту катастрофы подошли спасательные суда, было уже поздно. Семь суток моряки тщетно искали в морской воде хоть одного выжившего.

Можно ли в первой четверти XXI века быть уверенными, что в Атлантике или высоких широтах планеты корабль не столкнется с айсбергом? К сожалению, подобной гарантии никто дать не может. Ни космическая разведка, ни работа современных радиолокаторов не позволяют выявить все потенциально опасные для судоходства айсберги, так что столкновения с ледяными островами происходят и в наши дни.

В 2007 году морской туристический лайнер «Эксплорер», специально изготовленный для проведения круизов в высоких широтах, вышел из порта Ушуая на юге Аргентины, направившись в сторону Антарктиды. На борту находились 100 пассажиров и 54 члена экипажа. Путешествие длилось недолго. Неподалеку от Южных Шетландских островов лайнер столкнулся с подводной частью айсберга и затонул. К счастью, никто серьезно не пострадал: уже через несколько часов к месту катастрофы подоспело норвежское круизное судно Nordnorge и подобрало людей, находившихся в спасательных шлюпках.

От столкновения с айсбергами не застрахованы даже современные подводные лодки, на которых установлено оборудование, оповещающее о приближении ледяных островов. В 2015 году английская субмарина налетела на подводную часть крупного айсберга. В результате удара она получила вмятину и дыру в боку диаметром около 2 метров. К счастью, обошлось без человеческих жертв.

Дмитрий СИВИЦКИЙ

МАРШРУТЫ СЛЕДОВАНИЯ

По данным ученых, основная масса айсбергов образуется в северной части Атлантического океана вблизи ледников Канадского архипелага, Гренландии, Шпицбергена и Земли Франца-Иосифа. Затем под воздействием северо-западных ветров и течений ледяные глыбы дрейфуют в сторону острова Ньюфаундленд. Мыс Рас разделяет их движение на три потока, направляя на юго-запад, на юг и по Гольфстриму. Отдельные айсберги способны пройти через весь океан и добраться даже до Азорских островов.

Иногда антарктические айсберги можно увидеть и в районе бразильского города Рио-де-Жанейро — на расстоянии более 5 тысяч километров от побережья Антарктиды. Но они не так опасны, как северные. Северные спускаются до широт, где пролегают основные трансокеанские маршруты.

  Рубрика: Катастрофы и катаклизмы 433 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:44. Время генерации:6,401 сек. Потребление памяти:9.65 mb