История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.





Прерванный полёт

Пе-2, Петляков-2, «Пешка» — эти названия хорошо знают любители авиации. Машина соответствовала духу времени и была одним из самых серийных самолётов тех времён. Выпущенный в количестве 11427 штук, Пе-2 стал самым массовым пикирующим бомбардировщиком производства СССР. А вот судьба его создателя была отнюдь не такой благополучной.

Владимир Михайлович Петляков родился 27 июня 1891 года в селе Самбек (Ростовская область), в семье чиновника. Успешно окончив механический факультет Императорского Московского технического училища, более 10 лет возглавлял группу проектантов крыла для самолётов Туполева. Этот ценный опыт работы позволил Петлякову к 1936 году разработать собственный самолёт ТБ-7 (АНТ-42), он же Пе-8, на котором в августе 1941 года советские лётчики бомбили Берлин.

Работа ради свободы

Наступил кровавый 1937-й, который не обошёл и Петлякова. Осенью этого года он был арестован за участие в троцкистской «Русско-фашистской партии» и посажен в одну из шарашек (закрытых конструкторских бюро) — ЦКБ-29. Работая там, Петляков сконструировал высотный истребитель ВИ-100. Но результаты «зимней войны» с Финляндией показали, что он уже не нужен. Поэтому самолёт приказали переделать в пикирующий бомбардировщик. Военная доктрина Страны Советов была наступательной, и бомбардировщики считались нужнее. Говорят, что Лаврентий Берия заявил прямо: «Если сделаешь такой самолёт — освободим, озолотим, наградим».

Петляков поверил и в кратчайшее время создал свой знаменитый Пе-2.

Берия сдержал слово, и в 1940 году Петляков был освобождён, а после награждён Сталинской премией, получил американский автомобиль «Бьюик» и московскую квартиру. Премию в 100 тысяч рублей он разделил между сотрудниками своего КБ.

Производство нового пикирующего бомбардировщика было налажено на Казанском авиационном заводе. После начала войны туда же был переведён выпускавший «Пешки» московский завод №22. Переехал в Казань и Петляков с семьёй.

Но к концу 1941 года самолёт Пе-2 всё ещё не имел желаемых темпов выпуска. Многих специалистов в армию призывали прямо от станка, а найти им замену не удавалось. Неужели нарком авиационной промышленности СССР Алексей Шахурин не знал о том, что творится? Конечно, Петляков и звонил ему, и писал о тяжёлом положении с кадрами, а нарком докладывал в ГКО о положении дел на заводе. Но реакции не было. Главный конструктор Петляков сам мотался по цехам, помогая рабочим. Практически жил на заводе. Чтобы увеличить производство Пе-2 и быстрее обучить работников, он внедрил конвейерный способ сборки самолётов, взятый у Генри Форда. Худо-бедно, к концу 1941 года было поставлено на крыло более тысячи Пе-2, которые приняли активное участие в обороне Москвы.

Интриги вокруг завода

Ещё в декабре 1941 года по Казанскому авиазаводу поползли слухи, что Пе-2 будет снят с производства и перейдёт на выпуск Ту-2. А в январе 1942 года вышли постановление ГКО СССР «О сокращении элементов гидрооборудования и дистанционного управления на самолётах Ту-2» и приказ наркома авиапрома Шахурина «О подготовке серийного производства самолёта 103 на заводе №22 в г. Казани». Там кроме всего прочего говорилось, что наркомат обязывает поставить серийное производство Ту-2 на заводе №22 в Казани. Якобы ГКО установил, что в настоящее время завод развивает не полную мощность производства, и поэтому по мере внедрения в серийное производство Ту-2 производство самолётов Пе-2 следует прекратить.

В первые дни января 1942 года в Казань приехал с командой своих инженеров авиаконструктор Андрей Туполев. Дела у него в Омске на 166-м авиазаводе были плохи: так и не удалось наладить массовый выпуск пикирующего бомбардировщика Ту-2. За всё время войны самолётов этой модели было выпущено всего лишь 800 штук, а на фронт попало 750.

Впрочем, проблем хватало и в Казани. Между казанцами и рабочими, эвакуированными из Москвы, отношения обострились до крайности. Дело доходило до драк и чуть ли не поножовщины. Казанцы были очень недовольны тем, что самые денежные заказы были переданы москвичам. Кроме того, нормы жилплощади так ужесточили, что на одного человека приходилось 3 квадратных метра. Для усмирения обозлённых людей пришлось даже привлекать сотрудников НКВД.

Эти неприятности были на руку Туполеву. Он связался с наркомом авиапрома Шахуриным, рассказал ему обо всём, а заодно и про свои «болячки». Тот его вызвал в Москву, выслушал и подписал приказ о назначении Туполева главным конструктором на Казанский авиазавод для выпуска Ту-2. А Петляков, дескать, пусть приедет в Москву — определимся.

По словам секретаря Петлякова, Туполев примчался в Казань героем, ворвался в кабинет, где конструктор проводил совещание, размахивая приказом как боевым флагом, и стал «истеричным голосом материться на Петлякова и кричать: убирайся с моего завода. Петляков из кабинета вышел сам не свой, бледный и растерянный…». Неизвестно, точно ли так всё было, но стоит заметить, что Андрей Туполев со многими авиаконструкторами был «на ножах». И с Николаем Поликарповым, и с Александром Яковлевым. Так или иначе, Петлякову ничего не оставалось, кроме как все бросить и быстрее лететь в Москву.

Директор завода Юрий Карпов знал о назначении Туполева и поэтому не дал Петлякову заводской самолёт Ли-2 «Дуглас».Тогда Владимир Михайлович принял решение лететь к наркому на боевом самолёте.

Тайна, покрытая мраком

Ранним утром 12 января 1942 года Петляков прибыл на аэродром, где к старту готовились два Пе-2 для перегонки в 4Ь Подмосковье. Свои вещи он положил в ближайший к нему самолёт под номером 14/11. Племянница авиаконструктора Валентина вспоминала, что когда Владимир Михайлович уходил из дома, его мать, Мария Евсеевна, была в истерике, словно чувствуя, что в последний раз видит сына. Петляков обнял рыдающую мать и шепнул ей, чтобы успокоить: «Мама, хоть бы была нелётная погода сегодня, тогда я завтра поеду в Москву поездом».

Петляков спешил… И трагически погиб в этот тяжёлый день недели, понедельник, 12 января 1942 года. Самолёт, в котором летел Петляков, упал на землю и разбился. До сих пор никто точно не знает причины его гибели. Есть несколько версий-предположений, есть до сих пор и живые свидетели этой трагедии — жители села Мамешево Пильнинского района Нижегородской области, Клопов Михаил и Крылов Иван, но материалы литерного дела №2195 до сих пор под грифом «Секретно». Сегодня они хранятся в архивах ФСБ, куда невозможно попасть. Известно лишь, что полёт проходил на небольшой высоте, вдоль линии железной дороги.

Одни считают, что причиной катастрофы стали погодные условия (но метеосводка это не подтверждает), другие полагают, что всему виной возгорание и отказ двигателя. Есть даже версия, что самолёт по ошибке сбили зенитчики, охранявшие мост над рекой Пьяна. Но правды не знает никто.

О смерти Владимира Петлякова газета «Правда» сообщила только в субботу, 24 января 1942 года. Похоронили конструктора в тот же день на Арском кладбище в центре Казани. Очевидцы рассказывают, что во время панихиды Туполев закричал: «Володька, что же ты наделал!».

Когда Сталину сообщили о гибели главного конструктора Пе-2 и планах Шахурина с Туполевым выпускать в Казани Ту-2, вождь вызвал наркома к себе на ковёр. Разговор был весьма резким. Было приказано отправить Туполева из Казани назад в Омск, директора завода заменить, а во главе казанского КБ поставить достойного человека. Таким человеком чуть позже стал Владимир Мясищев, один из создателей первых советских тяжёлых дальних бомбардировщиков.

Увы, даже на кладбище Владимиру Петлякову не дают покоя. Несколько лет назад злоумышленники сняли с постамента бронзовый бюст конструктора вместе с могильной плитой и сдали в скупку цветных металлов. После долгих жалоб и писем бюст всё-таки был восстановлен из дешёвого материала. При этом лицо скульптор лепил с живого брата Петлякова, Михаила, который очень похож на Владимира Михайловича.

За то, чтобы установить мемориальную доску на доме №28 по улице Академика Королева в Казани, где жил Петляков с семьёй, вот уже несколько лет бьются родственники и друзья авиаконструктора. Но у авиазавода №22 нет денег, а мэрия города никак не может дать разрешения на её установку. Оказывается, не сохранилось документальных данных о том, что семья Петляковых действительно здесь проживала.

Вячеслав ГРУЗДЕВ





Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:
На Главную сайта "Загадки истории"

Главные рубрики сайта "Загадки истории"


Предыдущая     Легенды прошлых лет     Следущая