История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.





Универсальный человек

Титан эпохи Возрождения, великий художник, скульптор, изобретатель, философ и инженер Леонардо да Винчи оставил после себя колоссальное наследие. На протяжении столетий исследователи пытаются разобраться, как один человек умудрился стать непревзойденным мастером стольких искусств и наук. Разгадка, возможно, кроется в том, что изучить следует биографии двух человек, а не одного!

«Универсальным человеком» называют того, кто оказывается равно одарен в самых разнообразных, не пересекающихся друг с другом областях науки и искусства. Именно таким человеком был Леонардо да Винчи. Человек, написавший неповторимую улыбку «Джоконды», сконструировавший немало хитрых механизмов и оставивший после себя около 7 тысяч страниц дневников, исписанных его знаменитым «зеркальным» почерком справа налево. Далеко не все эти страницы расшифрованы, так что какими еще чудесами удивит нас гений, скончавшийся чуть менее 500 лет назад, остается только гадать.

Инженер-живописец

Леонардо да Винчи прожил не самую короткую, но и не слишком длинную жизнь - 67 лет. Родившись в апреле 1452 года, своими талантами он начал поражать окружающих уже в детстве. Рассказывают, что за рисунок головы горгоны Медузы, сделанный юным Леонардо, его отец выручил 100 дукатов.

Хотя чаще всего Леонардо да Винчи упоминается как художник, сам он считал себя в первую очередь инженером. Именно поэтому его живописное наследство не так уж велико по сравнению с современниками. О Леонардо часто говорили, что он начинает писать картину, но бросает ее, не закончив. Происходило это из-за того, что он писал лишь в свободное от других занятий время. Он не ставил перед собой задачу собрать побольше заказов, хотя его с радостью готовы были нанимать многие ценители живописи эпохи Ренессанса. В своих картинах и настенных росписях он, как правило, ставил задачу сделать нечто новое, изобразить реальность так, как это никто не делал до него. И ему это прекрасно удавалось! Неповторимая дымка, окутывающая изображение на его полотнах, придает им максимальную реалистичность. Именно благодаря Леонардо картины научились «дышать», а не просто передавать сюжет на плоскости.

Но куда больше его увлекала инженерная работа. По-настоящему развернуться в этой сфере Леонардо смог во время службы герцогу Милана Лодовико Моро, ко двору которого он прибыл из Флоренции в 1482 году. С собой в качестве подарка он, кстати, привез собственноручно изготовленную серебряную лиру в форме конской головы. По свидетельству современников, да Винчи был еще и выдающимся музыкантом.

Таланты Леонардо да Винчи, в первую очередь, оказались востребованы для различных придворных увеселений. Миланский двор славился своей пышностью, и Лодовико Моро стремился всячески поддерживать эту репутацию. Так что, восхищаясь хитроумными приспособлениями, изобретенными Леонардо (среди которых был даже прообраз шарикоподшипника!), стоит помнить, что большинство из них - это всего лишь сценическое оборудование. Это не умаляет их оригинальности, но делает более понятным то, в какой атмосфере был вынужден жить и творить да Винчи. Мало кто из придворных мог оценить изящество инженерных решений в блоках и системах передач, скрытых за сценой.

Впрочем, на его счету были и очень серьезные изобретения, не имевшие ничего общего с театром. Например, колесцовый замок для пистолета. Эта система, при которой пистолет в буквальном смысле заводился ключом, получила признание еще при жизни да Винчи и просуществовала вплоть до XIX века.

Союз гениев

Современные исследователи, скрупулезно изучающие наследие Леонардо да Винчи, постоянно сталкиваются с парадоксальным вопросом - как один человек мог успеть столько всего? Существуют даже некие подсчеты, согласно которым, чтобы успеть совершить все, что ему приписывают, Леонардо да Винчи должен был прожить 150 лет!

В том-то и дело, что Леонардо практически никогда не работал один. И речь даже не об учениках, которые постоянно окружали его. Верным спутником гения с начала 1480-х годов стал человек по имени Томмазо Мазини, который, судя по всему, являлся настоящим автором многих изобретений, приписываемых да Винчи.

О Томмазо Мазини известно поразительно мало. Из-за этого его порой даже называют «учителем» Леонардо, что является полным абсурдом - ведь Мазини был младше своего «ученика» на 10 лет. Однако до встречи с да Винчи Томмазо успел немало. Совершил путешествие на Восток, из которого привез огромное количество записей. Заработал репутацию хорошего ювелира и механика. Объявил себя магом по имени Зороастр да Перетола. Был несколько раз арестован за карманные кражи. Одним словом, Томмазо Мазини, несомненно, тоже был «универсальным человеком». Но, увы, низкое происхождение не давало ему построить карьеру, подобно Леонардо (который был хоть и незаконнорожденным, но официально признанным сыном знатного человека). Томмазо никто не спешил приглашать ко двору. А идеи, которыми была полна голова Мазини, требовали воплощения. Творческий союз с Леонардо да Винчи оказался наилучшим выходом из ситуации.

Два гения сразу же понравились друг другу. Их умы были одинаково остры, а руки - умелы. Обоих мало волновала слава мирская, главным было претворить в жизнь свои проекты. Поэтому Мазини щедро делился с Леонардо тем, что привез с Востока и придумал сам. А тот, в свою очередь, помогал реализовать все, даже самые странные задумки.

Широко известно, что Леонардо много работал над созданием летательного аппарата. Правда, большинство его удивительных моделей, которые сегодня воссозданы по рисункам и демонстрируются в музеях по всему миру, опять-таки являются лишь антуражем для театральных представлений. Но перспектива реального полета увлекала Леонардо всегда. Причем, скорее всего, именно с подачи Мазини. В 1505 году, уже вернувшись во Флоренцию, Леонардо поставил серию опытов по запуску прототипа летательного аппарата. Летчиком-испытателем при этом был как раз Томмазо Мазини - об этом сам да Винчи прямо пишет в своем трактате «Кодекс о полете птиц». Причем неудачные запуски обошлись «магу Зороастру» довольно дорого - он сломал ногу и несколько ребер.

Тайна потерянного архива

Официально Томмазо Мазини состоял при Леонардо в качестве помощника (не ученика!). И помощь оказывал порой бесценную. Будучи опытным алхимиком, именно Мазини создал уникальный состав красок, который Леонардо использовал при создании одного из своих величайших творений - настенной росписи по сухой штукатурке «Тайная вечеря» в миланском монастыре Санта-Мария-делле-Грацие. Удивительными цветами этих красок можно полюбоваться до сих пор.

Также Мазини разработал состав бронзового сплава, из которого Леонардо да Винчи собирался отлить конную статую герцога Франческо Сфорца - она должна была стать самой большой в мире на тот момент. Увы, проект так и не был реализован. Скульптор успел создать лишь глиняную модель высотой 7,4 метра. В 1499 году она была разрушена французскими солдатами, взявшими Милан.

В последние годы жизни Леонардо да Винчи служил уже при дворе французских королей - сначала Людовика XII, а потом Франциска I. В это время, при помощи и поддержке своего верного друга-соавтора, он создал еще несколько удивительных механизмов. Например, механического льва, который был способен ходить, а в груди его открывалась дверца, и из нее высовывались цветы.

В 1519 году Леонардо да Винчи скончался во французском городе Амбуаз, где и был похоронен под надписью: «В стенах этого монастыря покоится прах Леонардо да Винчи, величайшего художника, инженера и зодчего Французского королевства». Следы Мазини после этого теряются. Известно лишь, что он умер в Риме то ли в 1520, то ли в 1530 году. Вместе с ним сгинул и его архив, в котором наверняка тайны, привезенные из восточных стран, были перемешаны с эскизами и чертежами великого Леонардо.

Интересно, что Мазини не упомянут в завещании Леонардо. Считается, что наследниками гения стали его любимые ученики - Франческо Мельци и Салаи. Это, скорее всего, действительно так - в том, что касается наследства Леонардо как художника. А вот что унес в своих бумагах алхимик и инженер Томмазо Мазини - навсегда останется тайной. Как знать, не было ли среди тех «забавных машин для представлений» чего-то такого, что впечатлило бы нас больше всех реконструированных машин Леонардо да Винчи? А может быть, эти тайны раскроют нам дневники самого Леонардо? Будем ждать и надеяться.

Виктор БАНЕВ





Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:
На Главную сайта "Загадки истории"

Главные рубрики сайта "Загадки истории"


Предыдущая     Легенды прошлых лет     Следущая